Перевод ориентировочной цены в фиксированную

Перевод в твердую фиксированную цену (ТФЦ) является наиболее драматичным и щекотливым моментом в работе с гособоронзаказом. Так как затраты уже понесены, а твердой уверенности в получении конкретной суммы в качестве оплаты пока нет.

ИГК


Цена на продукцию гособоронзаказа может устанавливаться в виде ориентировочной (уточняемой) цены, фиксированной цены (ТФЦ) или цены, возмещающей издержки исходя из наличия исходных данных, минимизации рисков неисполнения контракта, длительности технологического цикла и серийности производства, других особенностей. Основной документ Постановление №1465 от 02.12.2017 (далее - ПП 1465).

Ориентировочная (уточняемая) цена или цена, возмещающая издержки, применяется если нет достаточных исходных данных для определения фиксированной цены, в том числе:

    - при поставках продукции с технологическим циклом производства свыше 3 лет (или по согласованию с гос. заказчиком менее 3 лет);
    - при заключении контракта на срок более 3 лет;
    - при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения контракта отсутствуют точные данные по объему работ;
    - в сфере ядерного оружейного комплекса и в области космической деятельности, если нет данных, кроме отдельных характеристик, обозначенных в ТЗ и (или) иной документации;
    - при проведении НИОКР, если невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением работ.

В контракте устанавливаются срок действия ориентировочной цены, условия уточнения, а также порядок перевода в фиксированную цену. Может быть установлено предельное значение цены.

Условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену могут предусматривать применение обоснованных экономических показателей и нормативов (ОЭПиН), используемых для расчета цены продукции, на уровне плановых (расчетных) значений, сформированных на этапе заключения государственного контракта, в случае если это предусмотрено его условиями. Если требуется увеличение цены гос. контракта, устанавливаются отлагательные условия оплаты в срок не более 30 календарных дней. П.44 ПП 1465.

Если условиями контракта установлена предельная величина цены и есть этапность работ, в цены последующих этапов могут вноситься изменения в пределах установленного предельного значения цены контракта в целом (п.52 ПП 1465).

С 19 октября 2024 исполнители ГОЗ, заключившие договоры в соответствии со спецмерами в сфере экономики предоставляют гос. заказчику информацию о размере сформированной ориентировочной (уточняемой) цены единицы продукции в отношении каждой партии (отдельного этапа поставки) по гос. контракту ГОЗ, подробнее здесь.

По окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции, устанавливается фиксированная цена.

Фиксированная цена работ (услуг) по ремонту и сервисному обслуживанию, объем работ, по которым не определен до их фактического выполнения, устанавливается не позднее 2 месяцев после определения фактического объема работ.

Часть затрат, фактически понесенных на последнюю отчетную дату месяца, за которым следует перевод цены, отражается в расчетно - калькуляционных материалах (РКМ) по форме Приказа ФАС 995/22 от 16.12.2022 как факт, остальные затраты как ожидаемые (плановые). Подробнее как составить РКМ здесь (если госзаказчик ГК "Роскосмос" здесь). Как составить РКМ, если неизвестен объем и виды работ здесь. Перечень затрат в Приказе Минпромторга №334 от 08.02.2019, удобный формат здесь.
Перевод в фиксированную цену должен производиться на основании уточненных (подтвержденных) данных, которые не были известны на момент заключения контракта с учетом обеспечения рентабельности в соответствии с ПП№ 1465 (в том числе сверх лимитов бюджетного обеспечения).

НО! Окончательная цена товара (работ) по договору ГОЗ (в том числе участниками кооперации), как правило, согласовывается головным исполнителем и ценовым органом гос. заказчика (Решение по делу № А40-92997/23-15-754 от 07.12.2023). Считается, что до утверждения гос. заказчиком протокола фиксированной цены окончательная цена по контракту не установлена.


Формулировки в договор оберегающие от "сюрпризов" при переводе из ориентировочной цены в фиксированную.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Действия. Заказчику направляется обращение с предложением о переводе в фиксированную цену с приложением обосновывающих документов, как правило это:

    - комплект форм РКМ в соответствии с Приказом ФАС 995/22 от 16.12.2022, плюс «матрешка» из РКМ поставщиков по крупным позициям, подробнее здесь.;
    - копии обращений в ФАС России о фактах повышения цен поставщиками более чем на 5% от индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных Минэкономразвития, подробнее здесь;
    - заключение ВП о цене на продукцию, если представление такого заключения предусмотрено;
    - копия учетной политики организации с приложениями, включая план счетов;
    - справка о фактически достигнутой в организации величине страхвых взносов на обязательное социальное страхование;
    - сведения о численности и заработной плате работников (форма П-4) за текущий и предыдущий период;
    - расчет стоимости вспомогательных работ (доставка, монтаж, обучение эксплуатанта, затраты на обслуживание кредита);
    - сведения о предполагаемой кооперации головного исполнителя;
    - иные документы, предусмотренные Приказом МО РФ № 329 от 08.06.2022;
    - Формат предоставления здесь.

Дополнительно предоставляются:

    - пояснительная записка;
    - расшифровка затрат на изделия собственного производства;
    - обоснование роста по всем статьям и показателям выше соответствующего индекса и (или) превышающим определенные в ориентировочной цене;
    - по приобретенным материалам, ПКИ (ПФ), покупному специальному оборудованию, покупной спецтехоснастке, командировкам – расшифровки фактических затрат;
    - по работам (услугам), выполняемым сторонними организациями - технические акты и акты сдачи-приемки работ;
    - подтверждающие документы (в т.ч. договоры, протоколы, карточки учета фактических затрат, ОСВ, анализ счетов и т.д.);
    - решения государственного заказчика по согласованию определенных статей затрат;
    - данные о финансовой поддержке и ее влиянии на цену продукции;
    - иные документы.

Новый порядок перевода в фиксированную цену по Постановлению №947 от 12.07.24

1) Государсвенный заказчик в течении 20 рабочих дней со дня получения обращения о переводе ориентировочной цены либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену рассматривает проверяет документы. Срок рассмотрения исчисляется со дня получения всех документов, представление которых предусмотрено в соответствии с п.48 пп. 1465.

Если обнаружатся несоответствия, государственный заказчик возвращает обращение с мотивированным обоснованием причин и не позднее 10 рабочих дней направляет уведомление в ФАС РФ.

2) В срок, не превышающий 20 рабочих дней единственный поставщик устраняет замечания и повторно представляет государственному заказчику комплект документов. В течение 20 рабочих дней государсвенный заказчик либо направляет единственному поставщику подписанный со своеи стороны протокол согласования цены единицы продукции, либо в случае несогласия, заключение, содержащее мотивированное обоснование причин несогласия с предложенной ценой.

Государственный заказчик может проводить консультации с единственным поставщиком по вопросам, связанным с определением цены на продукцию.

3) Если по мнению единственного поставщика заключение государственного заказчика о цене не соответствует требованиям п.50 пп.1465, он направляет в ФАС уведомление в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения заключения о цене на продукцию с приложением заключения о цене на продукцию, полученного от государственного заказчика.

4) Единственный поставщик в течение 40 рабочих дней со дня получения заключения о цене уведомляет государственного заказчика о согласии с ценой или готовит и направляет особое мнение на заключение государственного заказчика о цене с приложением скорректированных обосновывающих документов и (или) дополнительных подтверждающих документов в соответствии с подпунктом ”м” пункта 37 пп. 1465, иные документы, необходимые, по мнению организации, для обоснования цены на продукцию, а также документы, предоставление которых предусмотрено ведомственными актами государственных заказчиков и отраслевых органов.

Дальнейшее представление обосновывающих документов и дополнительных подтверждающих документов допускается только по запросу государственного заказчика, ФАС или коллегии ВПК РФ.

Если по истечении 40 рабочих дней со дня получения единственным поставщиком заключения о цене на продукцию государственным заказчиком не получены документы, указанные выше, то цена считается согласованной! О непоступлении указанных документов государственный заказчик уведомляет Федеральную антимонопольную службу в течение 10 рабочих дней со дня такого согласования цены.

5) Государственный заказчик по результатам рассмотрения особого мнения единственного поставщика на заключение государственного заказчика, а также поступивших скорректированных обосновывающих документов и (или) дополнительных подтверждающих документов в течение 20 рабочих дней со дня их получения направляет единственному поставщику протокол согласования цены единицы продукции (скорректированный при необходимости), а также:

    - в случае согласия с ценой, предложенной единственным поставщиком, - скорректированное соответствующим образом заключение о цене продукции;
    - в случае несогласия с ценой, предложенной единственным поставщиком, мотивированное возражение, в случае частичного несогласия с ценой, скорректированное соответствующим образом заключение о цене продукции, а также мотивированное возражение, содержащее обоснования причин несогласия.

6) Единственный поставщик в течение 20 рабочих дней со дня получения документов:

    - в случае согласия с ценой, предложенной государственным заказчиком, направляет государственному заказчику подписанный со своей стороны протокол согласования цены единицы продукции;
    - в случае несогласия с ценои, указанной в заключении государственного заказчика или в мотивированном возражении на особое мнение единственного поставщика, готовит и направляет государственному заказчику сформированное особое мнение на мотивированное возражение государственного заказчика и (или) на скорректированное заключение государственного заказчика о цене (при наличии).

7) Порядок действий в случае сохранения разногласий между государственным заказчиком и единственным поставщиком здесь. Кроме того, можно оформить скидку, подробнее здесь.

Метод индексации цены ранее поставленной продукции по ПП №947 от 12.07.24 здесь

Правила предоставления документов:

Указанная в заключении государственного заказчика о цене на продукцию информация должна позволять однозначно идентифицировать скорректированные затраты в обосновывающих документах единственного поставщика, представленных в составе предложения о цене. При представлении документов в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц, подписанных усиленной квалифицированной электроннои подписью уполномоченного должностного лица организации, представление таких документов на бумажном носителе не требуется. С 1 января 2026 г. указанные документы, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются только в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица организации.

Передавать куда-либо комплект документов ГОЗ надо с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне. В частности, с учетом требований Приказа Минобороны No 22 от 17.01.2022 «Об утверждении Перечня сведений ВС РФ, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны» (далее- Приказ 22), подробнее здесь


Стоит отметить, что государственный заказчик теперь на этапе перевода цены в фиксированную будет контролировать безусловное соответствие представленных документов (по объему и формату данных) требованиям, предусмотренным п. 37, 47 и 48 ПП № 1465. А в случае их непредоставления, может быть предъявлено требование о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере ГОЗ, подробнее здесь Если цену срежут головному исполнителю, пострадают все участники цепочки кооперации.


Нюансы договора ГОЗ здесь

Раздельный учет здесь

Перечень основных нормативных документов ГОЗ здесь

Приказ 334 с удобной навигацией здесь


Практические рекомендации по составлению расчетно - калькуляционных материалов (РКМ) и обоснованию затрат.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Гос.контракт часто бывает с казначейским сопровождением. Как открыть лицевой счет в казначействе, как проводить оплату и забирать остатки денежных средств здесь.

Обособленное банковское сопровождение простого Госзаказа и субсидий здесь.