Основные документы: Постановление № 2024 от 24.11.2021 «О правилах казначейского сопровождения», закон о бюджете на 2023 год № 466 ФЗ от 05.12.2022, № 448-ФЗ от 21.11.2022,№ 37-ФЗ от 23.02.23, Письмо Минфина от 03.02.2023 г. № 02-14-08/9062, а так же Постановление № 2438 от 26.12.2022, письмо Минфина № 09-02-06/108295 от 30.12.2021.
Во-первых, казначейское сопровождение распространяется на:
а) государственные (муниципальные) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
б) соглашения о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, договоры о предоставлении взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц;
в) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в п. «а» и «б» (цепочка кооперации).
г) концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) и их кооперацию, если предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения.
В 2023 году уменьшена с 5 млн. рублей до 3 млн. цена договора, предусматривающая обязательность открытия лицевого счета в ТОФК. НО! По переходящим с прошлого года контрактам, лимит в 5 млн. рублей сохраняется до полного исполнения обязательств. Письмо Минфина от 03.02.2023 г. № 02-14-08/9062. Подробнее от том, в отношении каких контрактов в 2023 году проводится казначейское сопровождение здесь.
С 22 марта 2023 выносится предупреждение, при приобретении участником казначейского сопровождения одноименного товара (работы, услуги) на основании двух и более контрактов, заключаемых с одним производителем на сумму, не подлежащую казначейскому сопровождению. С 20% до 25% от цены договора ГОЗ, подлежащей уплате в текущем финансовом году со счета в ТОФК, увеличен размер прибыли при которой операция будет приостановлена, подробнее здесь.
В 2023 году с лицевых счетов заказчиков и получателей субсидий в ТОФК, на расчетные счета поставщиков цепочки кооперации можно перечислить средств за поставленные товары (не аванс) при представлении документов, подтверждающих поставку товаров. Если приобретаются строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт ОКС, на расчетные счета поставщиков перечисляются в том числе авансовые платежи, подробнее здесь.
Кроме того, по переходящим с прошлого года контрактам сохраняется возможность аналогичного перечисления со счетов заказчиков в ТОФК на расчетные счета поставщикам по Постановлению 1182 от 01.07.2022.
В 2023 году оплата поставщикам (исполнителям) может перечисляться не на лицевые или расчетные, а на отдельные банковские счета (зависит от госконтракта), с последующим обособленным банковским сопровождением по Постановлению №224 от 15.02.2023, подробнее здесь.
В 2023 году операции со средствами субсидий из федерального бюджета, предоставленным юр. лицам, не подлежащими казначейскому сопровождению в соответствии с положениями подпунктов 3, 4, 6 и 7 статьи 242.27 БК РФ (за исключением грантов Президента РФ на развитие гражданского общества, на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий), а также федеральным автономным учреждениям (ФАУ) отражаются на лицевых счетах, открываемых юридическим лицам в ТОФК, подробнее здесь.. Зачисление таких субсидий, а также оплата обязательств, осуществляется с лицевых счетов, открытых в ТОФК, без процедуры санкционирования, в пределах общего остатка средств на лицевом счете. Главный распорядитель средств федерального бюджета и (или) юридическое лицо вправе принять решение о ведении обособленного учета операций с указанными субсидиями на лицевом счете, для этого направить уведомление в ТОФК. В дальнейшем, при формировании платежного поручения на перечисление субсидии, в поле «Назначение платежа», а также в поле «Код цели плательщика» указывается номер реестровой записи соглашения о предоставлении субсидии, а так же код «0000010» в поле «Назначение платежа». Письмо Минфина и Федерального казначейства от 13.02.2023 № 02-12-09/11532 и № 07-04-05/05-3552.
С 1 января 2023 года заказчики, являющиеся федеральными органами исполнительной власти, федеральными казенными учреждениями, а также федеральными автономными и бюджетными учреждениями (ФОИВ, ФКУ, ФАУ, ФБУ) в обязательном порядке формируют распоряжения о совершении казначейских платежей в ГИС ЕИС по контрактам, включенным в реестр контрактов, в соответствии с Порядком, утв. Приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем постановки на учет денежного обязательства, не позднее четвертого рабочего дня, следующего за днем подписания документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, в случае ТОФК. Письмо Казначейства от 22.12.2022 N 07-04-05/14-32433.
В 2023 году получатели средств федерального бюджета включают в договоры на поставку товаров (выполнение работ, услуг) с казначейским сопровождением условие авансирования в размере от 30 до 50 % (для ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей от 30 до 90%) суммы договора, но не более лимитов бюджетных обязательств. Если лимитов недостаточно в текущем году, предусматривается условие о выплате части такого авансового платежа в оставшемся размере не позднее 1 февраля очередного года без подтверждения поставки товаров (выполнения работ, услуг) в объеме ранее выплаченного аванса, за исключением субсидий. ГРСФБ вправе принять решения о включении в действующие гос. контракты на сумму менее 100 млн. рублей и договоры цепочки кооперации условия о казначейском сопровождении авансовых платежей в указанных размерах. Постановление №348 от 03.03.2023. Пояснения в Письме Казначейства от 04.04.2023 N 07-04-05/14-8956.
В формулировку "до 50%" включается максимальное значение 50% и заказчик вправе установить авансовые платежи в размере 50% НМЦК. Письмо Казначейства № 14-00-05/17885 от 28.06.2023.
Подведомственные МЧС учреждения в контрактах на восстановление и поддержание летной годности воздушных судов предусматривают аванс не более 90 % цены, но не более суммы субсидии абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, при наличии расширенного казначейского сопровождения с проведением проверок в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 242 БК РФ. Постановление № 1165 от 18.07.2023.
До 31 декабря 2023 года заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, если контрактом предусмотрен аванс и при этом расчеты в части аванса подлежат казначейскому сопровождению, N 420-ФЗ от 04.11.2022.
Предусмотренный законом N 44-ФЗ размер обеспечения от 0,5 до 30% означает, что заказчик вправе при формировании извещения об осуществлении закупки установить максимальное значение в размере 30% НМЦК.Письмо Казначейства № 14-00-05/17885 от 28.06.2023.
Если условиями госконтракта предусматривается выплата аванса, подлежащего казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения такого контракта не может превышать 20% начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер аванса, в случае если цена контракта составляет менее 1 млрд. рублей (15% НМЦК, уменьшенной на размер аванса, если такая цена составляет 1 млрд. рублей и более) при осуществлении закупок в целях выполнения проектных и (или) изыскательских работ, строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства, предоставлении бюджетных инвестиций, субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, юридическим лицам, не являющимся федеральными госучреждениями и ФГУП, за счет средств федерального бюджета, Постановление от N 2057 от 14.11.2022.
В 2023 году получателями субсидий и бюджетных инвестиций, предоставленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации, на развитие отраслей экономики, а также на иные цели, определенные Правительством РФ, могут быть иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных отдельными решениями Правительства РФ, или в порядке, определенном Правительством РФ.
Есть особенности казначейского сопровождения средств бюджетов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в 2023 - 2025 годах. В частности, финансовые органы ДНР и ЛНР самостоятельно устанавливают порядок открытия лицевых счетов, формирования ИГК, санкционирования операций. В случае отсутствия технической возможности открытия и ведения лицевых счетов в системе "Электронный бюджет", используются информационные системы ДНР и ЛНР. А в отношении бюджетных средств Запорожской и Херсонской областей, казначейское сопровождение до 1 января 2024 г. может не проводиться. Постановление № 2377 от 22.12.2022.
Во-вторых, используются два вида лицевых счетов:
- казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета;
- казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, для остальных юридических и физических лиц.
В-третьих, казначейское сопровождение бывает базовое и расширенное.
Базовое казначейское сопровождение – режим работы лицевого счета с минимальным набором ограничений, установленных пунктом 3 статьи 242.23 БК РФ и Постановлением № 2024 от 24.11.2021г. Как в этом случае открыть лицевой счет, а затем платить здесь.
Расширенное казначейское сопровождение тоже бывает разным. Самое жесткое - с экономическим обоснованием затрат по Постановлению № 2271 от 13.12.2021. В 2022 году действие постановления было приостановлено. В 2023 году проводится расширенное казначейское сопровождение с экономическим обоснованием затрат, причем нет ограничения в 20 млрд. рублей по цене контракта.
В-четвертых, казначейское сопровождение простого Госзаказа стало максимально приближенным к сопровождению Гособоронзаказа. В чем это выражается. В том, что в договоре надо прописывать определенные условия работы с лицевым счетом (режим работы счета).
Формулировки условий даны в письме Минфина от 30.12.2021 N 09-02-06/108295. При базовом казначейском сопровождении в договор надо обязательно включать во-первых, условия, установленным пунктом 3 статьи 242.23 БК РФ, устанавливающие запрет на перечисление средств с лицевого счета:
1) в качестве взноса в уставный капитал или имущество другого юридического лица;
2) в депозиты, иные финансовые инструменты;
3) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическому лицу, за исключением:
- оплаты обязательств в соответствии с валютным законодательством РФ;
- оплаты труда с учетом начислений, социальных выплат, иных выплат;
- оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, услуг), в случае, если участник казначейского сопровождения не привлекает иных юридических лиц;
- возмещения произведенных расходов (части расходов), если условиями договоров предусмотрено возмещение;
4) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения договоры за исключением приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.
Во-вторых, п.10 Постановления № 2024 от 24.11.2021г.:
а) о запрете или отказе в осуществлении операций на лицевом счете при наличии оснований, указанных в пп. 10 и 11 ст. 242.13-1 БК РФ – бюджетный мониторинг.
Бюджетный мониторинг - деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей, подробнее здесь..
б) о санкционирования расходов в соответствии с Сведениями об операциях с целевыми средствами. Подробнее о санкционировании и о том, как составить Сведения здесь.. 21 сентября 2023 был существенно изменен порядок санкционирования, подробнее здесь. ;
в) о проведении операций на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (документы-основания);
г) об указании в распоряжениях, договоре, а также в документах-основаниях идентификатора государственного (муниципального) контракта (ИГК).
д) о ведении раздельного учета доходов, затрат, произведенных в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому договору, подробнее здесь;
е) о возврате на лицевые счета целевых средств, размещенных на депозитах не позднее 25 декабря текущего года;
ж) о перечислении целевых средств на счета в ЦБ РФ или в банке, при оплате обязательств, предусмотренных пп. 3 п. 3 статьи 242.23 БК РФ, а также обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением договора;
з) об особенностях проведения операций по зачислению и списанию целевых средств при применении казначейского обеспечения обязательств.
Помимо базовых условий, есть иные условия при казначейском сопровождении:
- субсидий;
- государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) пп. 2 ч. 1 ст. 93 закона 44 ФЗ, а также договоров, заключаемых в рамках их исполнения;
- контрактов государственного оборонного заказа (ГОЗ). Подробнее о том, как составить договор ГОЗ здесь. Все о поставках ГОЗ здесь.
В-третьих, в случае, если с лицевых счетов, открытых заказчикам (получателям субсидий) в ТОФК, денежные средства поступают на на отдельные банковские счета ( ОБС ) исполнителей (поставщиков), в контракт следует включать дополнительные положения, подробнее здесь.
Обязательные положения в случае , если казначейское сопровождение осуществляют финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), даны в Постановлении от 01.12.2021 № 2155.