Обязательные условия договоров при казначейском сопровождении в 2025 году.

Правила казначейского сопровождения ГОСЗАКАЗА и ГОСОБОРОНЗАКАЗА в 2025 году


Основные документы: Постановление № 2024 от 24.11.2021 «О правилах казначейского сопровождения» (ПП 2024) в редакции Постановления №1751 (ПП 1751) от 11.12.2024, 419-ФЗ от 30.11.2024 "...о бюджете на 2025 год..", 367-ФЗ от 29.10.2024 "... об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2025 году"(367-ФЗ), Постановление №1752 от 11.12.2024 (ПП 1752).

Правила казначейского сопровождения в 2024 году здесь.

Чем отличается казначейское сопровождение в 2025 году

Во-первых, казначейское сопровождение распространяется на:
а) на государственные (муниципальные) контракты о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), в том числе на контракты федеральных бюджетнх и автономных учреждений;
б) соглашения о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, договоры о предоставлении взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц;
в) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в п. «а» и «б» (цепочка кооперации);
г) концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) и их кооперацию, если предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения;
подробнее здесь.

В 2025 году под казначейское сопровождение дополнительно попали гранты в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предоставляемые в соответствии с п.4 ст.78.1 БК РФ.

Во-вторых, вводится цифровая карточка в форме электронного документа информации из контракта, которая дает возможность проводить операции с лицевым счетом на основе данных, которые не размещены в реестре контрактов, заключенных заказчиками в системе ГИС ЕИС. ПП 1751.

В-третьих, по договорам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, либо информацию ограниченного доступа (служебную тайну), в ТОФК теперь представляется выписка из такого договора, а также выписка из документа-основания (ранее был сам документ - основание, в том числе в бумажном виде). Причем, ответственность за достоверность и соответствие информации, указанной в выписке, сформированной в форме электронного документа, договору или документу-основанию несет государственный (муниципальный) заказчик, получатель бюджетных средств, заказчик по контракту. ПП 1751.

В-четвертых, снижен лимит со 100 млн. до 50 млн. рублей при котором казначейством сопровождаются авансовые платежи по контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг федеральными бюджетными и автономными учреждениями.
В 2025 году с лицевых счетов заказчиков и получателей субсидий в ТОФК, на расчетные счета поставщиков цепочки кооперации по-прежнему можно перечислить средства за поставленные товары (не аванс) при представлении документов, подтверждающих поставку товаров, 367-ФЗ.
А вот такой опции как перечисление на расчетные счета поставщиков в том числе авансовых платежей, подробнее здесь за строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в проектную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт ОКС в 2025 году нет.
Если гос. заказчиками строительства, капитального ремонта объектов КС являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств со счетов в ТОФК производится сразу на расчетные счета подрядчиков при представлении документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты по форме Приложения №1 к ПП 1752. Не авансы. Нет требования о включении в проектную документацию. 367-ФЗ.

НМЦК определяется заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на предполагаемую закупку. В случае если НМЦК, определенная в соответствии с требованиями 22 статьи Закона о контрактной системе, превышает указанные лимиты, заказчик вправе снизить НМЦК до уровня выделенных лимитов. Письмо Казначейства России от 02.10.2024 №20-03-10/28528.

Как казначейство проверяет цену в сфере закупок здесь.

В-пятых, казначейское сопровождение бывает базовое и расширенное.

Базовое казначейское сопровождение – режим работы лицевого счета с минимальным набором ограничений, установленных пунктом 3 статьи 242.23 БК РФ и Постановлением № 2024 от 24.11.2021г. Как в этом случае открыть лицевой счет, а затем платить здесь.

В 2025 году расширен круг участников казначейского сопровождения, которым предусматриваются особые условия сопровождения (в том числе расширенное казначейское сопровождение). Ранее это были единственные поставщики в соответствии с Решением Правительства (пп.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ), теперь все ед. поставщики по ст.93 44-ФЗ. ПП 1751.

Расширенное казначейское сопровождение тоже бывает разным. Самое жесткое - с экономическим обоснованием затрат по Постановлению № 2271 от 13.12.2021.

    Кто попадает под расширенное казначейское сопровождение, в чем оно заключается, последствия проверок здесь..
    Как казначейство проводит анализ экономической обоснованности затрат здесь.

В-шестых, казначейское сопровождение простого Госзаказа стало максимально приближенным к сопровождению Гособоронзаказа. В чем это выражается. В том, что в договоре надо прописывать определенные условия работы с лицевым счетом (режим работы счета).

В-седьмых, оплата в 2025 году контрактов, заключенных в 2024 году. Увеличение бюджетных ассигнований СФР на оплату таких договоров здесь.

В случае необходимости осуществления закупок товаров, работ, услуг до конца 2024 года при невозможности осуществления таких закупок ввиду превышения плана-графика закупок над доведенными лимитами бюджетных обязательств, Минфин России считает возможным рекомендовать заказчикам внести изменения в реестр контрактов в части переноса в графике финансирования суммы, равной сумме отозванных ЛБО, с текущего финансового года на очередной финансовый год. Письмо Минфина № 02-11-08/122935 от 05.12.2024.

Обязательные условия договора при базовом казначейском сопровождении

Формулировки условий даны в письме Минфина от 30.12.2021 N 09-02-06/108295. При базовом казначейском сопровождении в договор надо обязательно включать во-первых, условия, установленным пунктом 3 статьи 242.23 БК РФ, устанавливающие запрет на перечисление средств с лицевого счета:
1) в качестве взноса в уставный капитал или имущество другого юридического лица;
2) в депозиты, иные финансовые инструменты;
3) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическому лицу, за исключением:
- оплаты обязательств в соответствии с валютным законодательством РФ;
- оплаты труда с учетом начислений, социальных выплат, иных выплат;
- оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, услуг), в случае, если участник казначейского сопровождения не привлекает иных юридических лиц;
- возмещения произведенных расходов (части расходов), если условиями договоров предусмотрено возмещение;
4) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения договоры за исключением приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.
Во-вторых, п.10 Постановления № 2024 от 24.11.2021г.:
а) о запрете или отказе в осуществлении операций на лицевом счете при наличии оснований, указанных в пп. 10 и 11 ст. 242.13-1 БК РФ – бюджетный мониторинг.

Бюджетный мониторинг - деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей, подробнее здесь..

б) о санкционирования расходов в соответствии с Сведениями об операциях с целевыми средствами. Подробнее о санкционировании и о том, как составить Сведения здесь.;
в) о проведении операций на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (документы-основания);
г) об указании в распоряжениях, договоре, а также в документах-основаниях идентификатора государственного (муниципального) контракта (ИГК).
д) о ведении раздельного учета доходов, затрат, произведенных в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому договору, подробнее здесь;
е) о возврате на лицевые счета целевых средств, размещенных на депозитах не позднее 25 декабря текущего года;
ж) о перечислении целевых средств на счета в ЦБ РФ или в банке, при оплате обязательств, предусмотренных пп. 3 п. 3 статьи 242.23 БК РФ, а также обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением договора;
з) об особенностях проведения операций по зачислению и списанию целевых средств при применении казначейского обеспечения обязательств.
Помимо базовых условий, есть иные условия при казначейском сопровождении:
- субсидий;
- государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) пп. 2 ч. 1 ст. 93 закона 44 ФЗ, а также договоров, заключаемых в рамках их исполнения;
- контрактов государственного оборонного заказа (ГОЗ). Подробнее о том, как составить договор ГОЗ здесь. Все о поставках ГОЗ здесь.

В 2025 году скорректированы обязательные условия контрактов с казначейским сопровождением: в формулировках акцент с "расходования целевых средств", соответствующих результатам перенесен на "обеспечивающих достижение результата" предоставления бюджетных инвестиций (субсидии), соответствующих предмету и условиям контракта. ПП 1751.

В-третьих, в случае, если с лицевых счетов, открытых заказчикам (получателям субсидий) в ТОФК, денежные средства поступают на на отдельные банковские счета ( ОБС ) исполнителей (поставщиков), в контракт следует включать дополнительные положения, подробнее здесь.

Обязательные условия договора при расширенном казначейском сопровождении здесь.

В 2025 году существенно изменился похдод к расширенному казначейскому сопровождению, особый акцент на гособоронзаказ. Теперь под него попли расчеты по ГОЗ с единственным поставщиком (подрядчиком), определенным в соответствии с пп. 2 ч.1 ст.93 44-ФЗ, на сумму более 100 млн. рублей. Исключения есть, подробнее здесь.

Обязательные положения в случае , если казначейское сопровождение осуществляют финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), даны в Постановлении от 01.12.2021 № 2155.


Как забрать остаток средств с казначейского счета после отгрузки товара.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.


Чем отличалось казначейское сопровождение в 2024 году

Основные документы: Постановление № 2024 от 24.11.2021 «О правилах казначейского сопровождения», Закон о бюджете на 2024 год № 540 ФЗ от 27.11.2023, № 520 ФЗ от 02.11.2023.

Во-первых, казначейское сопровождение распростралось на:
а) на государственные (муниципальные) контракты о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), в том числе на контракты федеральных бюджетнх и автономных учреждений;
б) соглашения о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, договоры о предоставлении взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц;
в) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в п. «а» и «б» (цепочка кооперации);
г) концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) и их кооперацию, если предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения; подробнее здесь.

В 2024 году из бюджета субъекта РФ (местного бюджета) юридическому лицу могли предоставляться субсидии на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

По итогам исполнения бюджета в 2024 году размер дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета) может быть превышен на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности , включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

При приобретении участником казначейского сопровождения одноименного товара (работы, услуги) на основании двух и более контрактов, заключаемых с одним производителем на сумму, не подлежащую казначейскому сопровождению. С 20% до 25% от цены договора ГОЗ, подлежащей уплате в текущем финансовом году со счета в ТОФК, увеличен размер прибыли при которой операция будет приостановлена, подробнее здесь.

В 2024 году с лицевых счетов заказчиков и получателей субсидий в ТОФК, на расчетные счета поставщиков цепочки кооперации можно было перечислить средств за поставленные товары (не аванс) при представлении документов, подтверждающих поставку товаров.
Если приобретаются строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт ОКС, на расчетные счета поставщиков перечисляются в том числе авансовые платежи, подробнее здесь. При этом изменился состав и форма подтверждающих документов. Теперь 2 приложения к Постановлению 2438 от 26.12.2022 (в редакции Постановления 2125 от 11.12.23), было одно:

    - Приложение №1, форма Перечня строительных материалов и оборудования, включенных в проектную документацию;
    - Приложение №2 Реестр документов, подтверждающих затраты подрядчика, исполнителя (для средств бюджетных и автономных учреждений (ФАУ)).

в 2024 году в договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, услуг) с казначейским сопровождением предусматривался аванс в размере от 30 до 50 % суммы договора, но не более лимитов бюджетных обязательств. Если лимитов недостаточно для выплаты аванса в текущем финансовом году, в договоре предусматривалось условие о выплате части такого платежа в оставшемся размере не позднее 1 февраля очередного финансового года без подтверждения поставки товаров (выполнения работ, услуг).
В случае осуществления кап. вложений в объекты строительства госсобственности на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, предусмотрен аванс от 30 до 90 %. Постановление №50 от 23.01.2024.

В госконтрактах на закупку в 2023 - 2024 годах передвижных медицинских комплексов и автомобилей Минпромторг был вправе предусматривать аванс в размере до 100 % цены контракта. Постановление № 1885 от 10.11.2023.

Во-вторых, появились отдельные казначейские счета для отдельных операций со средствами организаций, определяемых по решению Правительства РФ. На остатки средств указанных организаций может начисляться доход в размере, устанавливаемом Правительством РФ, но не более 3 % годовых (Статья 220.1 БК РФ), формула здесь.. В общем случае по-прежнему используются два вида лицевых счетов:

    - казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета;
    - казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения.


Вопросы казначейского сопровождения Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Нюансы казначейского сопровождения 2025