Упрощенный порядок закупок для нужд СВО

Федеральный закон от 04.08.2023 № 443-ФЗ "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Информационное письмо Минфина России от 20.10.2023 № 24-01-07/99890 "О применении положений части 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ"

Малые закупки в гособоронзаказе


Упрощен механизм закупок товаров, работ, услуг в рамках п.56 ч.1 ст. 93 закона 44-ФЗ. Есть нюансы.

Во-первых, новый порядок касается не всего гособоронзаказа, а только малых закупок для проведения специальной военной операции (СВО) или выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности страны, в том числе против терроризма, подробнее о спецмерах здесь.

Во-вторых, такое право получили гос.заказчики, входящие в специальные перечени, а так же подведомственные им учреждения и унитарные предприятия (один из открытых перечней в Распоряжении № 3514-р от 18.11.2022):

    - МВД России;
    - МЧС России;
    - СВР России;
    - ФСБ России;
    - Росгвардия;
    - ФСО России;
    - ФСИН России;
    - ГУСП;
    - Росрезерв;
    - ФССП России;
    - ФСТЭК России.

Во-третьих, закупать можно не все. Каждое ведомство самостоятельно определяет лимиты, перечни товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в упрощенном порядке (то есть должен быть отдельный приказ или указания).

Во-четвертых, на первый взгляд, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок. Оплачивать товары и услуги можно непосредственно в местах выполнения специальных задач, в том числе за наличные деньги. В частности, заказчиком могут не применяться требования частей 4 - 9, 11 – 13 ст. 34 закона 44-ФЗ, а именно:

    - типовые условия контрактов, применяемые при осуществлении закупок (в гособоронзаказе это Постановление 1658 от 19.09.2022, подробнее здесь.);
    - обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе начисление пени и штрафов);
    - наличие графика исполнения контракта;
    - обязательные условия о порядке и сроках оплаты, условиях приемки поставленного товара, выполненной работы (услуги) , обеспечения гарантийных обязательств, размере аванса, об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей, если в соответствии с законодательством РФ они подлежат уплате заказчиком.

Фактически, исходя из письма Минфина № 24-01-07/99890 от 20.10.2023:
Устно (п.1 ст. 159 ГК РФ) может быть совершена сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная форма. Но сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в письменной форме (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). С учетом изложенного, контракт по п. 56 ч. 1 ст.93 №44-ФЗ не может быть заключен в устной форме.
Частью 15 ст. 34 № 44-ФЗ установлены случаи заключения контрактов, к которым заказчик может не применять ответственность в виде штрафов, пеней. НО! Неприменение к таким контрактам иных требований, предъявляемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено. В данные контракты включаются в том числе:

    - идентификационный код закупки;
    - цена контракта;
    - наименование юр. лица (ФИО физ. лица);
    - наименование и количество товара, срок поставки товара;
    - объем и срок выполнения работы, оказания услуги;
    - информация об авансовых платежах.

В отношении условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей - заказчик обеспечивает соблюдение положений НК РФ, касающихся удержания и уплаты суммы налога налоговым агентом (в случае если в соответствии с НК РФ заказчик выступает в качестве налогового агента), вне зависимости от применения или неприменения к контракту ч.15 ст. 34 № 44-ФЗ.
Согласно ч. 1.1 ст. 6 № 275-ФЗ закупки по государственному оборонному заказу не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов-графиков закупок. Соответственно информация о данной закупке не включается в план-график закупок.

При казначейском сопровождении средств:
Сведения, должны соответствовать документу-основанию, т.е. контракту. А именно: номер банковского (казначейского) счета поставщика, наименование банка, в котором ему открыт счет, банковский идентификационный код и корр. счет банка.

Если контракт является договором розничной купли-продажи, такой договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара. Исходя из правил ведения реестра контрактов, они так же должны также содержать идентификационный код закупки. Так как обязательные реквизиты кассового чека не содержат идентификационного кода закупки, заказчик самостоятельно указывает соответствующий код на таком кассовом чеке.

В целях соответствия Реестру контактов, в контракт целесообразно включать:

    - наименование страны происхождения товара;
    - информацию о лекарственных средствах из государственного реестра лекарственных средств;
    - информацию об уменьшении суммы, подлежащей уплате поставщику, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей.

В любом случае не стоит забывать о раздельном учете, подробнее здесь..


Нюансы договорной работы а гособоронзаказе (ГОЗ) и госзаказе (ГОС)

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

"Подводные камни" гособоронзаказа здесь.

Как составить РКМ здесь.

Казначейское сопровождение закупок здесь.

Отдельный счет в госзаказе здесь.


НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ (полный спектр вопросов)

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

Малые закупки в гособоронзаказе