Особенности РНП для исполнителей ГОЗ
Реестр недобросовестных поставщиков в госзаказе один, но есть свои тонкости ведения и другие последствия для исполнителей гособоронзаказа.

Основные документы: Постановление №1211 от 22.11.2012, Приказ ФАС №1072/24 от 24.12.2024, Приказ ФАС №220/25 от 01.04.2025, ст.104 №44-ФЗ, ст.5 №223-ФЗ.
Кто попадает в РНП
В Реестр недобросовестных поставщиков включают:
- - участников закупки в случае уклонения от заключения договоров по результатам закупки или непредоставления обеспечения исполнения (при установлении такого обеспечения);
- поставщиков (подрядчиков) в случае расторжения договора по решению суда или одностороннего отказа заказчика, находящегося в санкционном списке, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (подрядчиками) договоров (Письмо № МШ/3488/23 от 20.01.2023).
Включение в РНП исполнителя ГОЗ
Заказчик направляет сведения для включения в Реестр недобросовестных поставщиков в срок:
- - при уклонении от заключения договора – не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность заключить договор);
- при расторжении договора по решению суда или одностороннего отказа заказчика от исполнения договора – не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора.
Вот здесь начинаются отличия между просто поставщиком и исполнителем гособоронзаказа. Документы направляются заказчиком в ФАС России, либо ее территориальный орган по месту нахождения заказчика, указанному в извещении о закупке.
ФАС России (центральный аппарат) рассматривает документы, в следующих случаях:
- 1) проведение закупки, НМЦК (цена лота) которой составляет 500 млн. рублей и более (до мая 2025 было 700 млн. рублей);
2) проведение закупки, НМЦК (цена лота) которой составляет свыше 100 млн. рублей, заказчиками, у которых общая сумма договоров, заключенных в течение года, предшествующего году, в котором направляются документы, составляет свыше 1 млрд. рублей;
3) проведение закупки в рамках государственного оборонного заказа заказчиками, расположенными на территории Центрального федерального округа, независимо от НМЦК (цены лота) (с мая 2025);
4) осуществлении закупок заказчиками, расположенными в Центральном федеральном округе, Приказ ФАС от 17.03.2025 № 174/25 (с июня 2025).
НОВОЕ! Территориальные органы ФАС России осуществляют рассмотрение документов при проведении закупки в рамках гособоронзаказа независимо от НМЦК (цены лота) в случаях:
Наименование Территориального органа ФАС России | Территория, на которой расположены заказчики |
---|---|
УФАС по Санкт-Петербургу | Северо-Западный федеральный округ |
УФАС по Ростовской области | Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, ДНР, ЛНР, Запорожская область, Херсонская область |
УФАС по Нижегородской области | Приволжский федеральный округ |
УФАС по Свердловской области | Уральский федеральный округ |
УФАС по Новосибирской области | Сибирский федеральный округ |
УФАС по Хабаровскому краю | Дальневосточный федеральный округ |
Проверка документов проводится комиссией по контролю в сфере закупок в течение 10 рабочих дней. Заказчик, участник закупки или поставщик вправе участвовать в заседании Комиссии. По результатам рассмотрения комиссия принимает решение о включении или об отказе во включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике) в РНП. Приказ ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 – основной документ.
Сведения о недобросовестных участнике закупки, поставщике (подрядчике) не включаются в реестр, если выявлено, что уклонение или ненадлежащее исполнение договора возникли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с мобилизацией в РФ, введением политических или экономических санкций иностранными государствами и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ от исполнения договора по причине введения в отношении заказчика указанных санкций и (или) мер ограничительного характера.
С июня 2025 Центральный аппарат ФАС рассматривает:
- - обращения по закупкам с начальной ценой от 500 млн. рублей (ранее было 700 млн. рублей);
- жалобы по закупкам за рубежом для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства, вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта;
- жалобы и обращения при осуществлении закупок, НМЦК которых составляет 100 млн. рублей и более (за исключением РНП), и о включении информации о недобросовестных поставщиках в РНП при закупках, НМЦК которых составляет 300 млн. рублей и более. Приказ ФАС России от 17.03.2025 № 174/25.
Как ТОФК проверяет цену здесь
Как ТОФК проверяет раздельный учет здесь
Национальный режим в закупках здесь
Последствия попадания в РНП для исполнителя ГОЗ
В общем случае последствия внесения записи в РНП:
- - запрет на участие в госзакупках до момента исключения такой записи из реестра;
- потеря обеспечения заявки, которое подлежит возврату (ч. 15 ст. 44 №44-ФЗ);
- деловые и репутационные риски для компании;
- упущенная выгода;
- возмещение ущерба, причиненного заказчику в результате незаключения контракта.
За нарушение правил направления информации в РНП - штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для заказчика и от 10 тыс. до 20 тыс. руб. - для должностного лица (ст. 7.30.1 ч. 9, ст.7.30.4 ч.4 КоАП). Заказчика могут оштрафовать, если он:
- - не направит или несвоевременно направит информацию;
- направит заведомо недостоверную информацию.
Иная история с гособоронзаказом. Сам факт попадания в РНП привлечет внимание ФАС и даст повод к дополнительным проверкам, что может привести сначала к административной ответственности (подробнее здесь) по статьям:
- ч.2 ст. 7.30.3 КоАП. Отказ или уклонение поставщика российских ВВТ, которые не имеют российских аналогов от заключения гос. контракта, если заключение такого гос. контракта является обязательным;
ч.3 ст. 7.30.3 КоАП. Отказ или уклонение поставщика (подрядчика), занимающего в сфере ГОЗ доминирующее положение, от заключения договора, если заключение такого договора является обязательным - штраф на должностных лиц от 30 до 50 тыс. руб.; на юр. лиц - от 300 тыс. до 1 млн. руб;
ч.6 Ст. 7.30.3 КоАП. Нарушение должностным лицом условий контракта, касающихся количества, качества, комплектности сроков поставки товаров, выполнения работ - штраф от 30 до 50 тыс. руб.
Затем, при повторном нарушении, к уголовной ответственности по статьям 201.2, 201.3, 285.5, 285.6 УК РФ, подробнее здесь.
Исключение из реестра недобросовестных поставщиков
Данные о поставщике исключют из РНП спустя 2 года со дня, когда информация должна была быть размещена в РНП автоматически. Но можно и раньше на основании ч.9 ст. 104 № 44-ФЗ:
- - по решению суда (срок для обжалования – 3 мес. с момента, получения решение ФАС о внесении сведений в РНП (или с момента, когда поставщик узнал о нарушении его прав), ч. 4 ст. 198 АПК РФ);
- информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в п. 2 и 3 ч. 3 ст. 104 № 44-ФЗ (руководителя, членов коллегиального исполнительного органа и т.д.), на деятельность участника закупки, по состоянию на день признания его уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Понятно, что надо разбираться с каждым случаем отдельно, особенно в части обязанностей исполнителя ГОЗ. Нюансов много, а времени обычно мало.
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ и ГОС.
Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты
Как открыть лицевой счет в казначействе, как проводить оплату и забирать остатки денежных средств здесь.
Обособленное банковское сопровождение простого Госзаказа и субсидий здесь.