Закупки продукции российского производства
Основные документы: Постановление №1875 от 23.12.2024 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд..."(далее – ПП 1875) и Федеральный закон №318-ФЗ от 08.08.2024 (далее – 318-ФЗ).
Какие организации и их закупки попадают под нацрежим
Письмо Минфина № 24-07-09/7161 от 28.01.2025 (в соответствии с №223-ФЗ).
1. Государственные корпорации и компании;
2. Публично-правовые компании;
3. Бюджетные и автономные учреждения;
4. Субъекты естественных монополий (в том числе из числа указанных в п.1 - 3 ч.2 ст.1 №223-ФЗ);
5. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами (в том числе из числа п.1 - 3 ч.2 ст.1 №223-ФЗ);
6. Унитарные предприятия;
7. Хозяйственные общества, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный ПП № 96 от 20.02.2004;
8. Иные хозяйственные общества, указанные в пп.1 - 3 ч.2 ст.1 № 223-ФЗ (госкомпании, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50% и их дочерние компании), при осуществлении следующих закупок, необходимых:
- - для выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пп.3 – 3.2 ст.7.1 № 275-ФЗ;
- в сфере использования атомной энергии;
- для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики РФ по ПП №603 от 15.04.2023.
Что такое национальный режим в госзакупках?
Национальный режим обеспечивает происходящему из иностранного государства товару, работе, услуге, выполняемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее - ТРУ) равные условия с российским ТРУ, за исключением 3-х ограничений, указанных в п.1 ч.2 ст.14 44-ФЗ и п.1 ч.2 ст.3.1-4 223-ФЗ (п.1 ПП 1875):
1. ЗАПРЕТ (пп.«а») закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых иностранными гражданами или юр. лицами по Перечню №1 ПП 1875, а также закупок в рамках государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) для выполнения мероприятий государственных программ РФ, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках ГОЗ. В Перечень №1 в основном вошли:
- - большая часть импортных промышленных товаров, доступ которых был ограничен законом № 44-ФЗ;
- программное обеспечение (ПО);
- базы данных;
- аудиторские, бухгалтерские и налоговые услуги.
Для подтверждения происхождения товара из Перечня №1 требуется в основном номер записи в одном из реестров: российской промышленной продукции, евразийской продукции, российского или евразийского ПО. При исполнении контракта замена такого товара на происходящий из иностранного государства товар не допускается, аналогично по работам (услугам).
2. ОГРАНИЧЕНИЕ (пп.«б») закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, по Перечню №2 ПП 1875, в который попали:
- - промышленные товары;
- радиоэлектроника;
- продовольственные товары;
- медицинские изделия;
- лекарства из списка ЖНВЛП.
Подтверждение происхождения товара (кроме продовольственных) - в основном номер записи в реестрах российской или евразийской продукции. Все заявки на участие в закупке, подлежат отклонению, если подано и по результатам рассмотрения признано соответствующим требованиям предложение товара российского происхождения. При исполнении контракта замена товара на импортный, если контракт предусматривает поставку российского товара, не допускается.
3. ПРЕИМУЩЕСТВО (пп.«в») в отношении товаров российского происхождения (работы и услуги под этот режим не подпадают) предоставляется заявкам при соблюдении следующих условий:
- - предмет закупки включает хотя бы один товар, не входящий в Перечни № 1 и № 2;
- есть заявка с предложением хотя бы одного импортного товара.
НО! Если закупка не включает товары, не указанные в Перечнях №1 и №2, преимущество не работает. Для подтверждения происхождения товара - можно указать наименование страны происхождения в соответствии с общероссийским классификатором идентификации стран мира. При исполнении контракта допускается замена товара (исполнителя). Но исключительно на российский товар, если контракт предусматривает поставку товара российского происхождения.
- При присвоении порядкового номера заявке на участие в конкурентной закупке, поданной российским лицом, происходит снижение на 15% ценового предложения этого участника (либо увеличение на 15% при подаче им предложения о размере платы за заключение контракта). При присвоении порядкового номера заявке на участие в закупке у единственного поставщика в электронной форме (ч. 12 ст. 93 №44-ФЗ), поданной российским лицом, осуществляется снижение на 15% цены за предоставление права на использование программы для ЭВМ и (или) базы данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через “Интернет”, предложенной участником, подавшим такую заявку. Контракт с участником – российским лицом заключается без учета 15%-ного снижения либо увеличения ценового предложения.
Пример:
- Заявка №1 – цена 2 млн. руб., только российские товары.
Заявка №2 – цена 1,8 млн. руб., есть иностранные товары.
С учетом преимущества, конкурсная цена заявки №1 составляет: 2 млн. руб. – 15% = 1,7 млн. руб. Участник становится победителем. Но контракт заключается по цене – 2 млн.руб.
Запреты распространяются на все виды закупок, в том числе закупки у единственного поставщика (пп. «б» п.1 ч.4 и «б» п.1 ч.5 ст.14 44-ФЗ), ограничения и преимущества – на аукционы, котировки, закупки с полки (ч.12 ст.93, п. 2 и 3 ч.4 ст.14 44- ФЗ).
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если вследствие реорганизации подрядчика (исполнителя), его права и обязанности по такому контракту перешли к вновь возникшему юридическому лицу, зарегистрированному на территории иностранного государства, пп. “в” п. 1 ч. 15 ст. 95 №44-ФЗ (на которое распространяются ограничения нацрежима).
Правительство РФ вправе определить случаи при закупках промышленной продукции, когда заявка с предложением о поставке российского товара, приравнивается к заявке с предложением о поставке иностранного товара, ч. 6 ст. 27 №44-ФЗ
Заказчики могут объединять в один лот ТРУ из Перечней № 1 и № 2, а также продукцию, не включённую в них. Запрет будет приняться только к тем позициям, по которым установлен запрет, ограничение – только к тем, по которым установлено ограничение, а преимущество будет применяться к стоимости всей заявки (абз. 5 пп. "в" п.4 ПП 1875).
Проверка ТРУ осуществляется, в первую очередь, исходя из его функционального назначения (по медицинским изделиям есть нюансы) и далее исходя из того:
- - как закупаемый ТРУ относится к указанному в ПП1875 коду ОКПД2;
- попадает ли наименование закупаемого ТРУ под действие ПП 1875 (нет точного совпадения наименования закупаемого ТРУ, указанного в ТЗ, с наименованием, указанным в той или иной позиции перечня ПП 1875).
Кроме того, установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения по Перечню №3 ПП 1875 при осуществлении закупок отдельными заказчиками, указанными в пп. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ (госкорпорации и их дочерние общества), п.2 ПП 1875.
Есть дополнительные запреты. Например, пп. «ж» п.4 ПП 1875. Запрет закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами для нужд обороны страны и безопасности государства, заказчиками из перечня Распоряжения №3095-р от 30.10.2021 и их подведомственными учреждениями, применяющими закрытые конкурентные способы закупок предусмотренные пп. "а" п. 5 ч.11 ст. 24 44-ФЗ (в том числе Минобороны, СВР, ФСБ, Росгвардия, ФСО, Роскосмос).
п. 4 ПП № 1875. ТРУ из государств ЕАЭС предоставляются равные условия с ТРУ российского происхождения. Государства ЕАЭС: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия.
Кто обязан открывать казначейский счет в 2025 году здесь
Как платить со счета в ТОФК здесь
Расширенное казначейское сопровождение 2025 здесь
Исключения из правил нацрежима в части гособоронзаказа
Есть исключения из правил. Их много. В перую очередь, это контракты офсетные или со встречными инвестиционными обязательствами, закупки для критической информационной инфраструктуры, технологического суверенитета и атомной энергетики. Подробно в п.5 ПП 1875. Что касается гособоронзаказа, ЗАПРЕТ, в том числе по пп. «ж» п.4 ПП 1875, может не применяться в случаях:
- - пп. «а» п.5 ПП 1875. При отсутствии на территории РФ производства товара, указанного в поз.1 - 145 Перечня №1, которое подтверждено разрешением на закупку иностранного товара, выданным Минпромторгом заказчику до начала осуществления закупки. При закупке по 44-ФЗ характеристики товара соответствуют каталогу ПП №145 от 28.02.2017. Как получить разрешение здесь
- пп. «б» п.5 ПП 1875. При отсутствии на территории РФ производства товара, закупаемого в рамках гособоронзаказа для выполнения мероприятий государственных программ РФ, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках ГОЗ, не относящегося к товарам, указанным в поз. 1 - 145 Перечня №1, отсутствие российских граждан или юр. лиц, осуществляющих выполнение работ (услуг), которые декларируются заказчиком самостоятельно в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке.
- пп. «о» п.5 ПП 1875. ФСО, СВР, органами внешней разведки МО РФ, МВД, Росгвардией и подведомственными им организациями осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам, указанным в поз. 1 - 7, 63 - 73, 92 - 94 и 99 Перечня №1. При этом запрет может также не применяться указанными гос. заказчиками, если осуществляется закупка товара, указанного в позициях 63 - 67 Перечня №1, в количестве одной штуки и начальная (максимальная) цена контракта (начальная (максимальная) цена договора) или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (цена, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договора), не превышает 2 млн. рублей.
Запрет, ограничение, преимущество, минимальная обязательная доля не распространяются на закупки отдельными заказчиками, указанными в пп. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ (госкорпорации и их дочерние общества), включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (Постановление №96 от 20.02.2004), а также естественных монополий или организаций, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением закупок товаров, работ, услуг, необходимых:
- - для выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пп. 3 - 3.2 ст. 7.1 275-ФЗ, подробнее здесь;
- для функционирования критической информационной инфраструктуры РФ;
- в сфере использования атомной энергии;
- для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов по Постановлению №603 от 15.04.2023.
П.6 ПП 1875. ОГРАНИЧЕНИЕ может не применяться при осуществлении закупок:
- - товара определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком, за исключением позиции 371 Перечня №2;
- товара из числа запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, кроме закупок товаров, указанных в Перечне №2 и являющихся расходными материалами, комплектующими, принадлежностями к медицинским изделиям;
- товаров, указанных в позициях 100 и 101 Перечня №2 , для нужд спорта высших достижений;
- товара из числа запасных частей и деталей к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом, происходящему из иностранного государства.
Есть еще различные сроки действия исключений из правила, зависящие от номенклатурной позиции, срока размещения в ЕИС извещения о закупке и т.д.
Согласно № 60-ФЗ от 13.12.1994, продукция, не соответствующая требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, требованиям государственного заказчика, определенным в государственном контракте, а также некомплектная продукция считается непоставленной. В случае гособоронзаказа срыв поставки может привести не только к административной, но и к уголовной ответственности, подробнее здесь.
Новый порядок определения цены при госзакупке бензина здесь
Особенности определения цен (пп. «в», «г» п.6 ПП 1875)
При определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, единицы работы, услуги для закупки, объект закупки которой включен в Приложения №1, №2 к ПП 1875 есть особенности:
- - при определении идентичности и однородности товаров в соответствии с ч.13 и 14 ст.22 44-ФЗ подлежат учету исключительно товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС;
13. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
14. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
-
- при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет запрос (ч.5 ст.22 44-ФЗ) о предоставлении информации о цене товаров, указанных в поз. 1 - 145 Перечня №1 (не включено ПО), поз.1 - 432 Перечня №2 (не включены лек.препараты и пищевые продукты), субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП https://gisp.gov.ru/. Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 подходящих субъектах, заказчик также направляет запрос поставщикам из ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии - однородных товаров), информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС.
Исключения:
- - закупка товара, включенного в предмет закупки, в отношении которого в соответствии с ч.22 ст. 22 44-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, ГК "Росатом", ГК "Роскосмос" установлен особый порядок определения цены, подробнее здесь;
- если не применяется запрет, предусмотренный в соответствии с п.5 ПП 1875 (см. выше);
- осуществляется закупка товара в количестве одной штуки и НМЦК или цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 5 тыс. рублей;
- осуществляется закупка товаров, при которой НМЦК или цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 5 тыс. рублей
Как казначейство проверяет цену здесь
По итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, в ЕИС размещается отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами. ПП 1875 утверждает требования к форме и содержанию отчета, порядок формирования и размещения в ЕИС.
Исполнители ГОЗ обязаны использовать информацию о материалах и комплектующих изделиях из Федерального каталога продукции для федеральных нужд, подробнее здесь.
Национальный режим при осуществлении государственных (муниципальных) закупок предоставляется по общему правилу вне зависимости от наличия или отсутствия международного договора о предоставлении национального режима определенному иностранному государству, за исключением мер, предусмотренных п.1 ч.2 ст.14 Закона №44-ФЗ. Письмо Минфина №24-04-10/97818 от 09.10.2024.
В соответствии с п. 3(2) ПП № 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров. Письмо Минпромторга от 02.11.2024 г. №117382/11.
Что включить в договор ГОЗ здесь
Как составить РКМ здесь
Раздельный учет здесь
Порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара
Основной документ - Приказ Минпромторга №7 от 09.01.2025. Порядок выдачи разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, предусмотренного пп. "а" п. 5 ПП 1875 – далее Разрешение.
1. Заявитель обращается в Минпромторг с заявкой о выдаче Разрешения с использованием ГИС Промышленности (для этого необходимо определить уполномоченное лицо, ответственное за подачу заявки и доступ к информации). Заявка заполняется в личном кабинете на сайте gisp.gov.ru и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя.
В заявке указываются:
- - информация о заявителе (адрес, контактная информация);
- информация о планируемом к закупке происходящем из иностранного государства товаре (наименование, коды по ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС);
- характеристики товара, указанные в соответствии с КТРУ (включая при необходимости дополнительные потребительские свойства, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 правил использования КТРУ);
- планируемый срок проведения закупки товара;
- информация об инвестиционном, национальном и федеральном проектах (программах) (если товар закупается в рамках указанные проектов).
Заявка заполняется отдельно на каждый товар и не должна содержать сведения, составляющие государственную тайну.
2. Заявка направляется в одно из структурных подразделений Минпромторга, которое в течение 5 рабочих дней ее проверяет и сравнивает характеристики товара с имеющимися в реестре российской промышленной продукции. Если в результате:
- - будет выявлено наличие аналогичного товара, то ответственное структурное подразделение в течение 1 рабочего дня посредством ГИС Промышленности или эл. почты направляет заявку (без указания на идентификационные данные заявителя) организациям - производителям такого товара с запросом о производственной и технологической возможности произвести аналогичный товар;
- не будет выявлено наличие аналогичного товара, то ответственное структурное подразделение в течение 5 рабочих дней направляет в адрес заявителя разрешение.
Отклоненная заявка дорабатывается заявителем по замечаниям в течение 15 рабочих дней.
3. Производитель аналогичного товара в течение 5 рабочих дней:
- - подтверждает производственную и технологическую возможности произвести аналогичный товар;
- не подтверждает производственную и технологическую возможности произвести аналогичный товар.
Если по истечении 5 рабочих дней производитель не представил информацию, считается, что производственная и технологическая возможности не подтверждены. Срок может быть продлен 1 раз на 5 рабочих дней.
4. Структурное подразделение в течение 5 рабочих дней со дня получения информации направляет в адрес заявителя Разрешение, либо уведомление об отказе. Разрешение действительно в течение 18 месяцев со дня его выдачи и распространяется только на одну закупку.
В разрешении указываются:
- - наименование заявителя;
- наименование товара, в отношении которого выдано разрешение, его коды по ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС;
- реквизиты заявки, в соответствии с которой выдается разрешение. Копия заявки, на основании которой выдано разрешение, является неотъемлемой частью выданного разрешения.
5. В случае несогласия с принятым решением, заявитель подает в течение 3 месяцев заявку с указанием причин несогласия с принятым решением и документально подтвержденным обоснованием причин несогласия.
Перевод ориенировочной цены в фиксированную здесь
Поставки ГОЗ здесь