Гособоронзаказ. "Подводные камни" поставки товара с использованием отдельного счета.


Гособоронзаказ (ГОЗ). Как открыть отдельный счет в банке или лицевой в казначействе? Как работать по схеме: поставка продукции из имеющихся запасов, затем возмещение  ранее понесенных расходов с отдельного счета на обычный расчетный счет. Тонкости ГОЗ.



Если вы стали исполнителем ГОЗ, вы должны работать в рамках закона 275 ФЗ от 29.12.12 «О государственном оборонном заказе». Сразу возникает много новых обязанностей: информировать поставщиков о работе в целях ГОЗ (наличие ИГК, особых, типовых условий договора), следить за целевым расходованием денежных средств, не завышать цену, вести раздельный учет , предоставлять расчетно-калькуляционные материалы (РКМ), составлять Отчет, заниматься каталогизацией и т.д. Нюансов много: есть спецмеры, исключения из правил

Надо очень аккуратно обращаться со сведениями о поставщике, заказчике, ИГК, номенклатуре и объемах поставки продукции, цене, транспортировке и т.д., так как такая информация может быть отнесена служебной тайне (перечень в Приказе Минобороны №22 от 17.01.2022 г.). Как работать с такой информацией здесь.

Ниже приведен список основных нормативных документов ГОЗ с комментариями.

Ответственность исполнителя ГОЗ здесь.

Как подтвердить сумму запаса и право на использование задела. Практические рекомендации по составлению и выполнению контракта ГОЗ 2025.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Если заказчиком является Минобороны, Минпромторг или Роскосмос, исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета (ОБС) в уполномоченном банке. Остальные контракты ГОЗ сопровождает Федеральное казначейство (ТОФК). Исключение - СВР России, ФСО России и Росатом. Есть еще субсидии Минпромторга со своим особым регламентом работы счета. Сначала мы рассмотрим, как работать с уполномоченным банком, затем с ТОФК.

Есть еще отдельные счета для поставщиков госзаказа (не гособоронзаказ), подробнее здесь.

Банковское сопровождение гособоронзаказа.

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций, наличие ИГК. Банк может приостановить операции по отдельному счету.

Существуют критерии приостановки операции, в том числе перечисление прибыли более 20%, налогов и сборов более 50% от цены контракта. Могут возникнуть вопросы и при перечислении денежных средств по нескольким договорам, заключенным в течение месяца с одним и тем же контрагентом.

Для уполномоченного банка важно, чтобы были четко определены: цена контракта, сумма прибыли, сумма фактического задела (НДС выделен).

В 2024 году каждый исполнитель имеет право на лимит в 5,360 млн. рублей в месяц (в 2025 году будет больше), на списание денежных средств с отдельного счета на иные банковские счета, например, оплата гостиниц, авиабилетов, лицензий и т.д. Подробнее о том, на какие цели можно перечислять деньги с ОБС здесь.

Требования касающиеся указания ИГК, а также использования отдельного счета не применяются в отношении поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по ценам (тарифам), подлежащим госрегулированию, оплате расходов на электрическую энергию и некоторых иных случаях при оплате в рамках 5,360 млн. рублей.

Вернемся к вопросу об оплате продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов.

Во-первых. До подписания контракта вы резервируете счет в уполномоченном банке (на основании письма заказчика), сообщаете реквизиты вашему заказчику. В дальнейшем контракт может быть предоставлен в банк с соблюдением письменной формы, либо если контракт был заключен в соответствии с 44 ФЗ или 223 ФЗ, в виде скриншота с сайта торговой площадки (платформы) в сети «Интернет», содержащего информацию о дате заключения, номере, цене, дате начала исполнения/окончания контракта (при наличии).

Во-вторых. В контракте обязательно должна быть прописана возможность перечисления денежных средств в целях возмещения понесенных за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, согласно пп."е.1" п.2 ч.1 ст.8.3 закона 275-ФЗ. А так же условие о размере возмещения в абсолютной величине (конкретная сумма, НДС выделен).
Для головного исполнителя возможность возмещения затрат предусмотрена пп."е" п.2 ч.1 ст.8.3 закона 275-ФЗ. При этом госзаказчик должен уведомить уполномоченный банк о размере фактических расходов.

В-третьих. Перечислить возмещение с ОБС на обычный расчетный счет простой исполнитель сможет только после выполнения контракта. Для этого необходимо предоставить в банк:
- контракт (выписку из контракта, содержащего гос. тайну);
- акт приема-передачи товара (акт выполненных работ, оказанных услуг) или иной равнозначный документ (например,УПД);
- платежные распоряжения, подтверждающие понесенные расходы, или выписка по иному банковскому счету с указанием назначения платежа, заверенные банком (например, в виде штампа), или первичные учетные документы, подтверждающие соответствующие расходы. Для проведения данной операции головным исполнителем не требуется полного исполнения государственного контракта. Но необходимо, чтобы государственный заказчик уведомил уполномоченный банк о размере фактических расходов, понесенных головным исполнителем на формирование запаса (на бумажном носителе или в электронном виде в ЕИС ГОЗ). ВАЖНО! Расходы на формирование запаса могут быть понесены как до заключения контракта, так и после его заключения, но не после его прекращения.

В-четвертых. В платежном поручении на списание средств с ОБС надо указать обязательные реквизиты:
- ИГК;
- код операции;
- назначение платежа:
- тип (или пункт Закона) соответствующей разрешенной операции;
- если сумма платежного поручения меньше суммы обосновывающего документа, то в назначении платежа необходимо указывать «Частичная оплата …»


Возмещение затрат, а также перечисление суммы прибыли возможно без подтверждения суммы полного исполнения заказчиком обязательств по контракту , т.е. полной оплаты (Указание Банка России от 23.06.2022 № 6166-У). При этом, после перечисления прибыли и (или) возмещения расходов, банком исполняются распоряжения заказчика о переводе средств на отдельный счет исполнителя только в целях оплаты за ранее поставленную исполнителем продукцию.

Что делать, если средств на специальном счете нет, а оплатить надо срочно? Можно сначала пополнить специальный счет собственными средствами, а после получения оплаты от заказчика вернуть деньги на свой расчетный счет. Разрешены операции:

    а) возврат зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации;
    б) возврат собственных средств исполнителя на банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную.

Во-пятых. Специальный (отдельный) счет можно закрыть после направления уведомления о полном исполнении государственного контракта госзаказчиком в уполномоченный банк (т.е., когда головной исполнитель выполнит свои обязательства). Для этого надо представить в банк заявление о расторжении договора банковского сопровождения с указанием реквизитов для перечисления остатка денежных средств. Исполнитель вправе, руководствуясь положениями пп. 1,7 ст.859 ГК РФ, расторгнуть договор банковского счета и закрыть отдельный счет ранее (при отсутствии остатка денежных средств), но тогда при возникновении финансовых обязательств осуществление расчетов станет невозможным, т.к. повторное открытие ОБС по одному и тому же контракту противоречит действующему законодательству.

Что делать, чтобы деньги не "застряли" на спецсчете в банке или казначействе.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Казначейское сопровождение ГОЗ.

Основные документы, регулирующие казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2025 году - это Постановление от № 2024 от 24.11.2021г., Бюджетный кодекс, ст.5 Закона о бюджете №419 ФЗ от 30.11.2024г. Эти документы определяют, какие контракты попадают под казначейское сопровождение, какие обязательные условия должны быть прописаны в договоре, перечень разрешенных и запрещенных операций, порядок санкционирования расходов и т.д.

Раздельный учет ГОЗ при казначейском сопровождении отличается от аналогичного учета при банковском сопровождении и регулируется Приказом Минфина РФ №210н от 10.12.2021г. В отличии от банка, казначейство имеет право не только мониторить, но и проводить самостоятельные проверки правильности ведения раздельного учета и расходования средств.
Казначейское сопровождение может выступать в виде казначейского обеспечения обязательств. Разница между обычным сопровождением и обеспечением обязательств такая же, как между платежным поручением и аккредитивом. Казначейское обеспечение только подтверждает обязанность госзаказчика оплатить поставленные ему работы, товары, услуги.

Казначейское сопровождение не включает в себя такую опцию, как право на лимит в 5,360 млн. рублей в месяц, предусматривающий списание денежных средств иные банковские счета. Но в целом платить проще.

    Основные отличия банковского и казначейского сопровождений ГОЗ здесь
    Кто обязан в 2025 году открывать казначейский счет здесь.
    Как открыть лицевой счет в казначействе, проводить оплату и забирать остатки средств здесь.

Есть ограничения по перечислению прибыли, заработной платы, налогов, но они отличаются от применяемых при сопровождении уполномоченным банком. В частности, размер прибыли при которой ТОФК может приостановить операцию составляет 25% (не 20% как в случае банковского сопровождения), подробнее здесь.

В случае поставки продукции ГОЗ из имеющихся запасов при казначейском сопровождении, в договоре с заказчиком (исполнителем предыдущего уровня) надо предусмотреть возможность возмещения произведенных расходов.


Понятно, что в такой специфической сфере как ГОЗ приходится быть осторожным, как сапер на минном поле. Особенно важно знать тонкости работы с ГОЗ на этапе заключения контракта.

    Во-первых, есть ответственность за отказ от заключения контракта ГОЗ и непредставление предложения о цене на продукцию по гособоронзаказу.Как составить предложение о цене здесь
    Во-вторых, надо правильно оформить опережающую закупку, если необходимые товарно-материальные ценности приобретаются до даты заключения контракта или одновременно по нескольким договорам.
    Во-третьих, есть ключевые фразы, которые лучше вписать в договор с заказчиком.
    В-четвертых, есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов.
    В-пятых, есть алгоритм работы с ГОЗ, включающий калькулирование, ограничение прибыли, ведение раздельного учета, оформление первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем. Алгоритм ГОЗ здесь

Проще поймать редкого покемона, чем собрать вместе все нормативные документы, необходимые для выполнения ГОЗ. Еще сложнее понять детали.

НТЦ АПБ. Консультационное сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ здесь

Ключ к успешному прохождению проверок ГОЗ – наличие подтверждающих документов (сроки хранения здесь.) и качественный раздельный учет ФХД, организованный на собственном предприятии.

Не все затраты, признаваемые в налоговом и бухгалтерском учетах, можно включать в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ. Порядок определения затрат в Приказе Минпромторга №334 от 08.02.2019г., подробнее здесь.

Как самостоятельно организовать раздельный учет ГОЗ читайте здесь


Сложно понять специфику государственного оборонного заказа, не владея терминологией ГОЗ. Вы вкладываете в понятие один смысл, а на поверку он оказывается совсем другим.