Расширенное казначейское сопровождение договоров по 223 ФЗ, 44 ФЗ, 275 ФЗ, субсидий.


Вам повезло. Договор оказался не просто с казначейским сопровождением, а с расширенным казначейским сопровождением. Вопросов много: как платить, отчитываться и т.д. Но, обо всем по порядку.

Когда применяется расширенное казначейское сопровождение

Под обычное расширенное казначейское сопровождение в 2022 году попадают государственные (муниципальные) контракты, соглашения о предоставлении субсидий, взносов в уставные капиталы и бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, а так же договоры поставщиков и исполнителей, входящих в цепочку кооперации по ним, если:

    а) предметом является строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение объектов недвижимого имущества, а начальная (максимальная) цена (НМЦК) госконтракта составляет 1 млрд. рублей и более, цена договоров поставщиков и исполнителей, входящих в цепочку кооперации более 600 тыс. рублей;
    б) госконтракт заключен с единственным поставщиком, определенным в соответствии с пп 2, 24 и 25 части 1 статьи 93 закона 44 ФЗ, НМЦК составляет 1 млрд. рублей и более, расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 600 тыс. рублей;
    в) договор на сумму более 50 млн. рублей, предмет которого определен в пп "а" и "б", но финансирование за счет средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
    г) иных средств, определенных отдельным правовым актом Правительства РФ.

Расширенное казначейское сопровождение целевых средств, указанных в пп "а", "б" и "г" осуществляет Федеральное казначейство, целевых средств, указанных в пп "в" и "г" - финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований). Основные нормативные документы - Статья 242.24 БК РФ, Постановление № 2024 от 24.11.2021, Постановление № 2271 от 13.12.2021.

Если сумма госконтракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по пп.2 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, или соглашения о предоставлении субсидии (бюджетных инвестиций) на строительство или капитальные вложения 20 млрд. рублей и более (за исключением гособоронзаказа), применяется расширенное казначейское сопровождение с проверкой соответствия фактических расходов данным раздельного учета ФХД с проведением анализа экономической обоснованности затрат, подробнее здесь.

Чем отличается расширенное казначейское сопровождение

Казначейское сопровождение – это проведение территориальным органом Федерального казначейства (ТОФК), финансовым органом субъекта РФ или муниципального образования (в зависимости от типа бюджета) операций с денежными средствами после санкционирования - проверки информации о суммах и направлениях использования средств, соответствие информации, содержащейся в договоре и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств (ст. 242.23 БК РФ). Порядок санкционирования каждый год определяется новым правовым актом. В 2022 году это Приказ Минфина от 17.12.2021 № 214н.

Казначейское сопровождение

Для санкционирования надо предоставить Сведения об операциях с целевыми средствами. И только после их согласования казначейством можно проводить платежки с лицевого счета.

Как открыть казначейский счет, составить Сведения и платежное поручение здесь.

При базовом казначейском сопровождении ТОФК осуществляет проверку платежного распоряжения на предмет:

    а) разрешенных (запрещенным) операций;
    б) соответствия реквизитов (номер, дата) контракта Сведениям;
    в) наличия аналитического кода раздела, детализированных кодов поступления и расходования средств соответствия им назначения платежа;
    г) соответствия наименования, ИНН, КПП, банковских и других реквизитов получателя денежных средств, реквизитам, указанным в контракте и документах-основаниях;
    д) непревышения суммы, указанной в платежке, над суммой остатка средств по соответствующему укрупненному коду направления расходования средств в Сведениях, и суммой остатка средств по контракту;
    е) соответствия ИГК;
    ж) соответствия содержания операции исходя из документов-оснований текстовому назначению платежа, предмету (целям) и условиям контракта.


Консультирование по вопросам казначейского сопровождения Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.
: +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: анализ и корректировка договора, варианты оплаты, формы, отчеты, действия при проверке, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

При расширенном казначейском сопровождении к перечисленным выше добавляются дополнительные проверки. Проверки камеральные и выездные. Объем проверок зависит от госконтракта, правового акта Правительства РФ (постановление, приказ и т.д.), на основании которого происходит финансирование контракта (далее- Правовой акт). Внимательно читайте проект договора, в нем должны быть ссылки на постановление, приказ и т.д. или указания на то, что именно будет контролироваться (например, в случает МЧС ссылка на Распоряжения от 19.02.2021 г. № 407-р, 408-р, 409-р, 410-р). При казначейском сопровождении гособоронзказа в договор дополнительно к условиям ведения и использования лицевого счета (режим лицевого счета), включаются специальные условия. Подробнее здесь.

Итак, при расширенном казначейском сопровождении ТОФК может проверить:

(перечень зависит от госконтракта и Правового акта)
а) сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
б) количество товаров (объеме работ, услуг);
в) фактически поставленные товары (работы, услуги), в том числе с использованием фото- и видеотехники, на соответствие информации, указанной в контракте, документах-основаниях;

Документ – основание: договор, товарная накладная, акт приемки-передачи, универсальный передаточный документ и т.п., подтверждающий факт выполнения (частичного выполнения) обязательств по контракту (договору) с организацией, которая указана получателем средств в платежном поручении.

г) соответствие фактических затрат данным раздельного учета ФХД, отраженным в информационных системах участников казначейского сопровождения, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, первичным документам и расходной декларации (Приложение №2 к Приказу Минфина №210н от 10.12.2021), в том числе с проведением анализа экономической обоснованности затрат, в соответствии с Правилами экономического обоснования затрат (п. 2 ст. 242.24 БК РФ, Постановление №2271 от 13.12.2021).

Кроме того, ТОФК вправе приостановить, либо отказать в открытии лицевого счета или проведении операции после проведения бюджетного мониторинга (статья 242.13-1 БК РФ). Как его проводят и какие есть исключения здесь.

Структура цены контракта – Расходная декларация

В случае обычного расширенного сопровождения, при наличии неиспользованного остатка средств в размере не менее 20 % цены договора, при окончательном расчете, или в иные сроки, определенные нормативным актом (возможно при закупке материалов и комплектующих), надо раскрыть информацию о структуре цены контракта – предоставить Расходную декларацию по форме Приложения №2 к Приказу Минфина №210н от 10.12.2021.

Расходная декларация - документ о формировании в установленных Правительством РФ случаях информации о структуре цены контракта, суммы средств, предусмотренной договором, в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов РФ (пп.5 п.2 ст.242.23 БК РФ).

Скачать образец заполнения Расходной декларации.

Скачать форму Структуры цены (Расходной декларации).

Расходная декларация

Как заполнить расходную декларацию:

1) Направить в ТОФК запрос о предоставлении информации, отраженной на лицевом счете в целях формирования Расходной декларации.
Для этого в ГИИС "Электронный бюджет" перейти в пункт меню «Казначейское сопровождение. Управление расходами», развернуть ветку «Предоставление и обработка сведений об операциях с целевыми средствами» – «Расходная декларация (факт)» – «Запрос информации для формирования Расходной декларации», фильтр-папка «Все документы». Заполнить все необходимые поля, нажать кнопку «Создать». Во вкладке «Вложения» добавить документ «Скан-копия письма о предоставлении информации в целях формирования Расходной декларации».
2) Дождаться от ТОФК автоматически созданный проект Расходной декларации с заполненными плановыми и фактическими показателями (графы 4 и 5).
3) На основании данных раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности заполнить графу 6 Расходной декларации, провести многоуровневое утверждение и вновь направить в ТОФК.

К Расходной декларации необходимо приложить на вкладке «Вложения» справку, Расчет накладных расходов, Выписку из регистров аналитического учета, содержащую информацию о затратах, отнесенных на себестоимость договора (Приложения №1, 4 к Приказу 210н от 10.12.2021 г.).
Скачать форму Расчета суммы накладных расходов.
Скачать форму Выписки из регистров аналитического учета.

4) ТОФК, проводит проверку в зависимости от того, что прописано в Правовом акте, указанном в контракте. Это могут быть просто сроки поставки и количество продукции, а может и соответствие фактических затрат по результатам ФХД.
5) По результатам проверки и анализа ТОФК отражает в Расходной декларации данные раздельного учета, указанные получателем целевых средств в бухгалтерском и управленческом учете (графа 7 Расходной декларации), и сумму экономически обоснованных затрат (графа 8 Расходной декларации) и направляет ее получателю целевых средств с приложением акта проведенной проверки.

6) Платежные поручения проводятся по результатам проверки, на сумму денежных обязательств, в отношении которых нарушения не выявлены.


Как забрать остатки средств и дебиторскую задолженность с казначейского счета в 2022г.
: +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: анализ и корректировка договора, варианты оплаты, формы, отчеты, действия при проверке, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Проверка фактически поставленных товаров (работ, услуг)

Регламент проверки фактически поставленных товаров (работ, услуг) прописан в Приказе Федерального казначейства N 43н от 22.12.2021 г. Заказчик направляет в свое ТОФК информацию (в произвольной письменной форме на официальном бланке) о дате приемки товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за 5 рабочих дней до даты приемки этапа или полного исполнения договора, графике поставки с приложением договора (информации о номере реестровой записи), накладной или проекта акта о приемке выполненных работ, с приложением:

    - справки о стоимости выполненных работ и затрат;
    - проектной документации;
    - рабочей документации;
    - положительного заключения о соответствии проектной документации;
    - положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости;
    - исполнительной документации на выполненный объем работ;
    - иных документов, подтверждающих фактическое выполнение работ.

Если заказчик такую информацию не предоставит, ТОФК напомнит при наступлении срока.
В случае, если для проведения осмотра требуются специальные знания, квалификация, по инициативе ТОФК к его проведению могут привлекаться работники Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ ЦОКР)

Проверка осуществляется непосредственно по месту расположения предмета осмотра в форме визуального осмотра, проводимого без повреждения упаковки, разборки, демонтажа либо иного нарушения конструктивной целостности обследуемых товаров. Если предмет осмотра не может быть осмотрен без нарушения его конструктивной целостности (например, скрытые работы) или упаковки, либо ввиду его особых физических, технологических свойств (характеристик), проверка осуществляется без выезда к месту нахождения предмета осмотра.

При выявлении фактов несоответствия составляется Акт. Повторный осмотр осуществляется после устранения всех замечаний.

Проверка экономической обоснованности затрат

Основной документ Постановление № 2271 от 13.12.2021г. Проверка соответствия фактических затрат данным раздельного учета ФХД, отраженным в информационных системах участников казначейского сопровождения, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, информации, содержащейся в первичных учетных документах, и в расходной декларации, в том числе с проведением анализа экономической обоснованности затрат, производится в отношении:

    а) госконтрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком)в соответствии с п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ, цена которых составляет 20 млрд. рублей и более, предметом которых является строительство (реконструкция) объектов капитального строительства (за исключением гособоронзаказа);
    б) договоров о предоставлении субсидий (п.8 и 8.1 ст.78, ст.78.2 и 78.3 БК РФ), договоров о предоставлении бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ), о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций) на капитальные вложения в отдельный объект на сумму 20 млрд. рублей и более;
    в) контрактов о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, заключенных в рамках исполнения госконтрактов и соглашений о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), договоров о предоставлении взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество), источником финансового обеспечения исполнения которых являются субсидии (бюджетные инвестиции);
    г) госконтрактов и соглашений о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), определенных подпунктами "а" - "в", цена (сумма) которых составляет менее 20 млрд. рублей, по решению Правительства Российской Федерации.

Подробнее о раздельном учете госконтрактов здесь


Какие затраты подлежат экономическому обоснованию

Не все затраты подлежат экономическому обоснованию, по сути только собственные затраты:

    - заработная плата;
    - налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджет;
    - страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Правительство РФ вправе установить дополнительные виды затрат, подлежащие экономическому обоснованиюпри при исполнении госконтракта, соглашения (договора) о предоставлении субсидии (бюджетных инвестиций), в т.ч. для определения предельного уровня доходности.

Подробнее о том, как обосновать затраты здесь.


Как проходит проверка

Во-первых, при приеме Сведений ТОФК осуществляет проверку непревышения значений по каждому виду затрат, подлежащих экономическому обоснованию, и общей суммы целевых средств, над значениями соответствующих предельных затрат и цены (суммы) контракта, указанных в ресурсной расходной декларации.

Во-вторых, Для проведения платежа при окончательном расчете, или оплате этапа, ТОФК проводит анализ затрат на соответствие:

    - расходной декларации, данным, отраженным в информационных системах участников казначейского сопровождения - получателей целевых средств, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета;
    - данных, отраженных в информационных системах участников казначейского сопровождения первичным учетным документам;
    - первичных учетных документов, информации, указанной в государственном контракте (договоре).

Затраты в целом по госконтракту с учетом ранее проведенных окончательных расчетов по всем контрактам (договорам), заключенным в рамках его исполнения, не должны превышать предельные затраты, указанные в ресурсной расходной декларации.

Ресурсная расходная декларация

Ресурсная расходная декларация (Приложение №3 к Приказу 210н от 10.12.2021) отличается от структуры цены тем, что в ней дополнительно указываются предельные затраты. Фактические затраты сравниваются с предельными, согласованными государственным заказчиком, главным распорядителем бюджетных средств, либо заказчиком, являющимся получателем субсидии (бюджетных инвестиций), который заполняет графу 4 ресурсной расходной декларации и представляет документ в ТОФК по месту открытия лицевого счета участнику казначейского сопровождения.

Ресурсная расходная декларация - документ, порядок формирования и внесения изменений в который устанавливается Министерством финансов РФ, в котором отражаются значения предельных затрат, экономически обоснованных затрат, общие значения кассовых затрат (выплат), затрат по данным раздельного учета, по всем контрактам, заключенным в рамках исполнения государственного контракта (соглашения), в том числе общие значения кассовых затрат (выплат), затрат по данным раздельного учета, произведенных без привлечения иных юридических лиц.

Скачать форму Ресурсной расходнной декларации.


Есть нюансы оплаты (разные для госзаказа и гособоронзаказа), которые зависят от того в каком году был заключен государственный контракт, является ли исполнитель единственным поставщиком или получателем субсидии, наличия аванса, средства какого бюджета расходуются и т.д. Важно правильно обосновывать свою позицию при проверках ТОФК, особенно при расширенном казначейском сопровождении.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37

Обязательные условия договора при расширенном КС

При расширенном казначейском сопровождении дополнительно к базовым включаются условия, прописанные в Постановлении от 24 ноября 2021 г. № 2024:
а) о проведении операций после осуществления ТОФК (финансовым органом субъекта РФ) проверок, предусмотренных пп 1 п. 2 ст. 242.24 БК РФ, на предмет:

    - соответствия фактически поставленных товаров (работ, услуг), в том числе с использованием фото- и видеотехники, информации, указанной в договоре;
    - соответствия фактических затрат данным раздельного учета результатов ФХД по договору, отраженным в информационных системах, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, информации, содержащейся в первичных учетных документах и в расходной декларации, в том числе с проведением анализа экономической обоснованности затрат;
б) о представлении распоряжений на сумму оплаты денежных обязательств, в отношении которых не выявлены нарушения в ходе проведения проверок;
в) о представлении расходной декларации;
г) о предоставлении ТОФК (финансовому органу субъекта РФ) доступа к информационным системам и первичным учетным документам.

Базовые условия казначейского сопровождения здесь.


Обязательные условия договора при КС с проведением анализа экономической обоснованности затрат

При казначейском сопровождении с проведением анализа экономического обоснования затрат в дополнение к вышеперечисленным положениям, в договор включают условия:
а) о санкционировании расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, на основании сведений, полномочия по утверждению которых не подлежат передаче от заказчика;
б) о проведении операций по списанию целевых средств с лицевого счета после осуществления проверок, предусмотренных п. 7 - 9 Постановления №2271 от 13.12.2021. Подробнее здесь.


Как пройти казначейскую проверку без потерь.
: +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: анализ и корректировка договора, варианты оплаты, формы, отчеты, действия при проверке, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Последствия нарушений, выявленных при проверках ТОФК

При проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц ТОФК руководствуется "Классификатором нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере", утв. 19.12.2017, формирование и ведение которого осуществляется по согласованию с органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
В случае выявления нарушений, ТОФК не позднее рабочего дня, следующего за днем установления факта нарушения, направляют государственному заказчику (исполнителю, соисполнителю) информацию о нарушении, расходные операции приостанавливаются.

Примеры нарушений, выявляемых казначейством при проверках юр. лиц и ИП

Описание нарушения Правовые основания нарушения Мера ответственности
Отсутствие утвержденной в установленном порядке учетной политики ст. ст. 7, 8, 29 Закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Не установлена
Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ; п. 9 Инструкции N 33н; ст. 15.11 КоАП, Если искажение допущено не менее чем на 10 %
Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета (БУ) в регистрах БУ ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ; ч. ч. 4, 7 ст. 15.15.6, ст. 15.11 КоАП
Нарушение требований организации хранения документов БУ, в том числе отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров БУ, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения таких документов ч. ч. 1 - 4 ст. 29 Закона N 402-ФЗ ст. 15.11, ч. ч. 4, 7 ст. 15.15.6 КоАП
Нарушение требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами ст. 9 Закона N 402-ФЗ; девятый абзац Раздела "Табель учета использования рабочего времени (код формы 0504421), и т.д. ст. 15.11, ч. ч. 4, 7 ст. 15.15.6 КоАП
Отсутствие обязательных реквизитов документов, заверяющих штампов и подписей ответственных исполнителей ст. 9 Закона N 402-ФЗ; приложение N 4, п. 2 приложения N 5 к Приказу Минфина N 52н Не установлена
Расходование юридическими лицами (за исключением государственных учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами средств грантов в форме субсидий, предоставляемых в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, не в соответствии с целями их предоставления п. 7 ст. 78 БК РФ; федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год; соответствующее соглашение, договор ст. 15.14 КоАП; ст. 285.1 УК РФ
Расходование юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами средств субсидий в нарушение требований, установленных при их предоставлении ст. 78 БК РФ; федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, акты Правительства РФ; договоры и соглашения о предоставлении средств Не установлена
Нарушение юридическим лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, получающим средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, условий Соглашения о предоставлении бюджетных средств в части невыполнения обязательств по исполнению Соглашения о предоставлении бюджетных средств п. 2 ст. 78 БК РФ; нормативные правовые акты Правительства РФ, субъекта РФ, муниципальные правовые акты; соглашение о предоставлении бюджетных средств ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП
Использование кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, не в соответствии с целями их предоставления ст. 93.2 БК РФ; договор о предоставлении бюджетного кредита ст. 15.14 КоАП; ст. 285.1 УК РФ
Нарушения при возврате кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями ст. ст. 93.2, 93.4 БК РФ; договор о предоставлении бюджетного кредита ч. ч. 2, 4 ст. 15.15; ч. ч. 2, 4 ст. 15.15.1 КоАП; ст. 306.5 БК РФ;ст. 306.6 БК РФ
Расходование средств бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность не в соответствии с целями их предоставления ст. 80 БК РФ; Правила N 716; Порядок N 594; соглашения и договоры о предоставлении бюджетных инвестиций 15.14 КоАП; ст. 285.1 УК РФ

Перечень основных нормативных документов при казначейском сопровождении здесь