Изменения в ценообразовании ГОЗ и ГОС.

Новый подход к ценообразованию ГОЗ


Основные изменения.
1)Дано новое определение «привнесенных затрат», которое будет действовать с 01.01.2022 г.:
"привнесенные затраты" - затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ, услуг, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат. К привнесенным затратам не относятся командировочные расходы.
Это значит, что затраты на покупку основных материалов, используемых в производстве, становятся привнесенными затратами.
Сейчас: "привнесенные затраты" - затраты на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования для научных экспериментальных работ, а также работ и услуг сторонних организаций (за исключением командировочных расходов).
Это важно, учитывая то, что если цена контракта ГОЗ определялась затратным методом (п.54 ПП 1465), прибыль в составе цены на продукцию не может превышать 1% привнесенных затрат и 20 % собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции (до 25% в случае необходимости направления части прибыли на развитие производства). При этом величина рентабельности (прибыли) в составе цены на продукцию не может быть менее 10 % плановых собственных затрат, а для головного исполнителя в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 % и более, - менее 5 % себестоимости продукции.

До вступления в силу указанной нормы порядок определения привнесенных и собственных затрат, а также начисляемой прибыли остается прежним вне зависимости от года, на который такая цена формируется. Цены (в том числе базовые), пересмотру не подлежат, если иное не установлено законодательством РФ (Письмо ФАС России от 15.09.2021 г. №ДФ/78087/21).

С 1 января 2022 г. все накладные расходы необходимо относить к собственным затратам, без разагрегации.

2) Уточнено определение: "базовая цена" - фиксированная цена на продукцию, определенная затратным методом в соответствии с ПП 1465 в условиях базового года и используемая для определения цены на продукцию на очередной год и плановый период с применением метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям базовых затрат (ранее допускалась ориентировочная цена).

Определение базовой цены должно быть зафиксировано сторонами государственного контракта (контракта), в том числе посредством использования форм обосновывающих документов (форма № 1 приложения № 5 к Приказу ФАС России от 26.08.2019 № 1138/19) или договора, заключенного в письменной форме. В случае формирования цены с применением метода индексации базовой цены, состав предложения о цене должен включать в себя комплект документов, обосновывающих базовую цену, если такие документы ранее не представлялись заказчику (Письмо ФАС России от 15.09.2021 г. №ДФ/78087/21).

3)Дополнены "существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции" - обстоятельства, при наступлении которых происходит изменение себестоимости продукции в текущем году по сравнению с себестоимостью в базовом году более чем на 5 процентов и при этом плановая рентабельность (прибыль) в случае увеличения в текущем году себестоимости продукции снижается до уровня ниже 10 процентов плановых собственных затрат головного исполнителя (исполнителя) на поставку (включая производство) этой продукции, а для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 процентов и более, - менее 5 процентов себестоимости продукции в результате действия одного или нескольких из следующих факторов: - изменение требований к поставляемой продукции государственным заказчиком (заказчиком) или по согласованию с ним организацией, имеющей государственные контракты (контракты) на выполнение работ (в том числе НИОКР), оказание услуг в отношении этой продукции, повлекшее внесение изменений в конструкторскую и (или) техническую документацию на указанную продукцию;
- изменение ежегодного объема поставки (в том числе производства) продукции и (или) выручки организации;
- изменение курса рубля к иностранным валютам;
- принятие федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления;
- изменение объема и (или) состава специальных затрат и (или) затрат на подготовку и освоение производства такой продукции;
Теперь добавились 2 пункта:
- изменение схемы использования давальческих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных комплектующих изделий);
- изменение цены продукции, поставляемой в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу, вследствие регистрации (утверждения) ГК "Росатом" цены продукции в сфере ядерного оружейного комплекса в соответствии с пунктом 115 ПП 1465.
Существенные изменения условий являются основанием для пересмотра базовой цены единицы продукции при применении метода индексации базовой цены, индексации по статьям базовых затрат.
4) Новый пункт 37(1): Организация (потенциальный единственный поставщик, потенциальный поставщик) с учетом сроков, … направляет в военное представительство МО РФ или иного государственного заказчика, уполномоченное осуществлять свою деятельность в организации, обосновывающие документы, указанные в подпунктах "а" - "г", "ж", "з" и "к" - "м" пункта 37 настоящего Положения (в зависимости от метода определения цены на продукцию), для выдачи заключения о цене на продукцию….(Ранее считали, что Головной Исполнитель направляет запросы и собирает информацию).

Заключение о цене представляется ВП МО РФ только в случае формирования цены на продукцию с применением затратного метода, метода индексации базовой цены либо метода индексации по статьям базовых затрат, а также если поставляемая продукция имеет утвержденную (согласованную) государственным заказчиком нормативно-техническую документацию, а в отношении научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ – утвержденное (согласованное) государственным заказчиком тактико-техническое (техническое) задание. (Письмо ФАС России от 15.09.2021 г. №ДФ/78087/21)

Алгоритм ГОЗ и ГОС

Изменения, связанные с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы


При исполнении госконтракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, допускается изменение существенных условий контракта, в том числе увеличение цены контракта не более чем на 30 % при совокупности следующих условий:
- изменение существенных условий контракта в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %;
- предусмотренные проектной документацией физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации.
Изменение существенных условий осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения на основании предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение.
Изменение существенных условий допускается, в случае если контракт заключен до 1 июля 2021 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения не исполнены.

Казначейское сопровождение ГОЗ и ГОС

ГОСОБОРОНЗАКАЗ по всем правилам