Как ТОФК проверяет цену
ТОФК чаще всего проверяет цену в случае расширенного казначейского сопровождения. А с 1 апреля 2025 проводит автоматизированный мониторинг цен на продукцию по гособоронзаказу. Интересен сам подход (как позиция Минфина), изложенный в "Методических рекомендациях по осуществлению должностными лицами Федерального казначейства контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от декабря 2024.
Все о расширенном казначейском сопровождении здесь
Термины и определения
НИБС – неэффективное использование бюджетных средств;
НцИБС – нецелевое использование бюджетных средств;
НМЦК (ЦК) – начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальные цены единиц товаров, работ, услуг, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги;
ТРУ – товары, работы, услуги.
Как работать с казначейским счетом здесь
С 1 апреля 2025 Федеральное казначейство осуществляет автоматизированный мониторинг цен на продукцию по гособоронзаказу. Уполномоченный банк в рамках сопровождаемой сделки не позднее 2-х рабочих дней обязан передавать в ГИИС "Электронный бюджет" информацию:
- о каждом открытии, закрытии отдельного счета;
- об изменении реквизитов отдельного счета;
- об ограничении распоряжения отдельным счетом на основании и в случаях, предусмотренных законодательством РФ или договором банковского счета;
- о данных об участниках расчетов по ГОЗ;
- об исполненных распоряжениях, включая документы, представленные головным исполнителем, исполнителем и являющиеся основанием для составления распоряжений.
Далее полученную информацию анализируют и сообщают:
- риск неисполнения гос. контракта - гос. заказчику, в том числе по его запросу;
- риск неисполнения или ненадлежащего исполнения гос. контракта, необоснованного завышения цены на продукцию по гособоронзаказу - контролирующему органу и федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в том числе по их запросам (таких много). 511-ФЗ от 28.12.2024.
Казначейство вправе получать от налоговых органов информацию и документы, в том числе сведения, составляющие налоговую, банковскую, служебную и коммерческую тайну, а также персональные данные.
Документы по обоснованию цены, НМЦК (ЦК)
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка):
Запросы, направляемые в адрес поставщиков, и ответы с информацией о ценах ТРУ, (далее – коммерческие предложения, КП), а также информация:
- - о ценах ТРУ из контрактов, которые исполнены и по которым не взыскивались штрафы, пени;
- о ценах ТРУ, содержащуюся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых публичными офертами;
- о котировках на российских биржах и электронных площадках;
- о ценах ТРУ, из официальных источников информации гос. органов, муниципальных НПА, иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданий;
- о рыночной стоимости объектов оценки по законодательству РФ или иностранных государств;
- данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен;
- данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ;
- иные источники.
Интересен подход к определению НМЦК (цены) в рамках национального режима. В частности при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет запрос о предоставлении информации о цене товаров, указанных в поз. 1 - 145 Перечня №1, поз.1 - 432 Перечня №2 Постановления №1875 от 23.12.2024, субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП. Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 подходящих субъектах, заказчик также направляет запрос поставщикам из ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии - однородных товаров), информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС. Подробнее здесь
При применении нормативного или тарифного метода:
Информация об установленных предельных ценах, тарифах на соответствующий период с указанием на источника сведений о них.
При применении затратного метода:
Данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ, информацию информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, результаты изучения рынка, проведенные по инициативе заказчика о значениях прямых и косвенных затратах, прибыли, являющихся обычными для данной сферы деятельности.
Что проверяют
1)Правильность метода ценообразования. Устанавливают:
- - наличие идентичных (однородных) ТРУ на рынке (в обращении) на основании анализа общедоступных источников информации о ценах ТРУ, предусмотренных ч.18 ст.22 № 44-ФЗ;
- подлежит ли цена на закупаемые ТРУ гос. регулированию;
- установлены ли предельные цены в соответствии со ст.19 № 44-ФЗ.
2) Идентичность (однородность) ТРУ. Проверяют соответствие:
- - функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товаров (работ, услуг);
- страну происхождения. Если закупаемый товар включен в перечень «квотируемых» товаров по ПП от 03.12.2020 № 2014, на предмет соответствия перечню стран - государств-членов ЕАЭС;
- методик, технологий, подходах работ, услуг;
- коммерческие (финансовые) условия поставки: срок и количество мест поставки, объем ТРУ, иные сопутствующие работы или услуги (доставка, монтаж, хранение и пр.), порядок оплаты, наличие и размер аванса, размер обеспечения исполнения контракта, наличие дополнительной гарантии на ТРУ и пр.;
- примененные значения коэффициентов, индексов;
-соблюдение требований к осуществлению запроса у поставщиков:
- а) включен ли товар в перечень ПП РФ от 03.12.2020 № 2014 путем сверки кода ОКПД 2;
б) если да, то есть ли информация о поставщиках в ГИС промышленности. В разделе «Каталог продукции» https://www.gisp.gov.ru/gisplk/. В строке «Производитель» ввести наименование или ОГРН.
в) деятельность поставщика на предмет поставки идентичных ТРУ, для этого проверить наличие на его сайте информации об поставке идентичных (однородных) ТРУ, провести поиск в Реестре контрактов ЕИС, либо с помощью «Досье поставщика» в модуле «Риск-мониторинг» подсистемы «Мониторинг закупок» ЕИС.
г) сведения о регистрации поставщика в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, выписка https://egrul.nalog.ru/ (дата регистрации должна предшествовать дате КП, не ликвидирован).
д) наличие свидетельства, разрешения, лицензии и иных разрешительных документов на осуществление деятельности в выписке из ЕГРЮЛ или в Реестре лицензий (в т.ч. запрос).
е) исходящие и входящие даты регистрации документов при наличии. Получал ли поставщик соответствующий запрос заказчика и предоставил ли ответ (ст. 269.3 БК РФ).
ж) данные о поставщике на предмет аффилированности (руководители, адрес).
з) производилось ли взыскание неустойки (штрафа, пени)по контракту, использованному в качестве источника информации о ценах ТРУ в Реестре контрактов ЕИС.
Кто обязан открывать лицевой счет в 2025 году здесь
Нюансы казначейского сопровождения в 2025 году здесь
Проверка цен ТРУ на непревышение среднерыночных цен при применении метода анализа рынка и (или) фактических затрат поставщика (подрядчика, исполнителя).
Применяется в следующих случаях:
1) выявления нарушений при определении и обосновании НМЦК;
2) обоснования НМЦК (ЦК) с использованием:
- - минимального количества общедоступных источников информации (одного) и значений цен ТРУ (двух);
- информации, полученной от поставщиков (подрядчиков) по контракту и (или) аффилированными с ним лицами, или при выявлении устойчивых связей с применением функционала модуля «Риск-мониторинг» подсистемы «Мониторинг закупок» ЕИС;
3) если контракт заключен с ед. поставщиком п. 2, 5.1, 5.2, 6, 9, 24, 25, 28.1 ч.1 ст.93 № 44-ФЗ;
4) если контракт заключен в соответствии с положениями ст. 111-111.4 № 44-ФЗ.
В этом случае проводится отбор сведений о не менее чем двух минимальных значениях цен ТРУ из не менее чем двух источников: путем получения информации у поставщиков, которым запросы не направлялись, а так же поиск в Реестре контрактов ЕИС, в модуле «Риск-мониторинг» подсистемы «Мониторинг закупок» ЕИС, в электронных магазинах в сети «Интернет». В случае несопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий, цену ТРУ приводят к сопоставимости (вычетают/добавляют расходы на транспортировку, страхование и пр.).
К расчету среднерыночной цены применяется информация о минимальной цене ТРУ в соответствующем субъекте РФ и (или) субъектах РФ, граничащих друг с другом. Среднерыночная цена определяется как среднее арифметическое
значение цен ТРУ. Если цена выше среднерыночной - делается вывод о завышении НМЦК (ЦК).
Определение фактически понесенных затрат
Проводят в дополнение к проверке, либо в случаях, когда не представляется возможным определить среднерыночную цену (товар «уникальный», идентичный (однородный) товар на рынке не представлен). В этом случае:
1) исследуют фактические затраты поставщика (подрядчика) на основании:
- - калькуляционного расчета стоимости товаров (работ, услуг) с разбивкой по их составным частям ;
- первичных документов, в том числе договоры, акты выполненных работ, платежные поручения, иные документы, подтверждающие факт выполнения работ (отчеты, техническая документация), в том числе по соисполнителям (в случае привлечения);
- информации о затратах и прибыли, сложившихся у поставщика (включая соисполнителей).
2) устанавливают фактические затраты на ТРУ в структуре прямых и косвенных затрат;
3) сопоставляют объем и структуру фактических затрат с ценой контракта, НМЦК (ЦК);
4) сравнивают объем, характеристики, цену фактически поставленных товаров (работ, услуг) с указанными в информации и документах по обоснованию НМЦК (ЦК).
5) рассчитывают разницы между установленными фактическими затратами поставщика (подрядчика) и НМЦК (ЦК) закупаемых
ТРУ.
Далее выясняют, подлежали ли в соответствии с законодательством РФ расчеты или аванс по рассматриваемому контракту казначейскому сопровождению. В случае несоответствия фактически понесенных затрат поставщика и размера и назначения платежей со стороны заказчика, производят встречную проверку, так как если НМЦК (ЦК) существенно выше фактических затрат поставщика (подрядчика), то указанное обстоятельство может свидетельствовать о завышении НМЦК (ЦК).
Как составить расчетно-калькуляционные материалы здесь
Обоснование затрат здесь
Оценка состава затрат, не относящихся к объекту закупки (контракту)
Cопоставляют затраты, учтенные в цене и затраты, необходимые для исполнения контракта, налоговые ставки,страховые взносы. Оценивают насколько значения прямых и косвенных затрат, прибыли соответствуют обычным для данной сферы деятельности. Информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена путем анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика значения обычных прямых и косвенных затрат, обычной прибыли.
Что включить в договор 44-ФЗ и 223-ФЗ здесь
Раздельный учет здесь
Ответственность в ГОЗ здесь