Как оформить предложение о цене на продукцию ГОЗ


Оформить с первого раза предложение о цене на продукцию гособоронзаказа (ГОЗ) – это не прогулка по пляжу, а подъем в гору. Зато результат позволит вырасти и сделать бизнес более стабильным.

Расчетно-калькуляционные материалы

Чтобы правильно сделать ценовое предложение надо знать и понимать принципиальные моменты ценообразования ГОЗ. Есть документ - Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утв. Постановлением № 1465 от 02.12.2017 (далее – ПП 1465), в котором:

    1. Цели и принципы государственного регулирования цен;
    2. Методы определения цен на продукцию;
    3. Порядок и условия применения видов цен;
    4. Список обосновывающих затраты документов;
    5. Нормативы прибыли.

Документ большой, и это только вершина айсберга.

Какие документы включает предложение о цене ГОЗ

Общий объем документов прописан в п. 37 ПП 1465. А более подробный перечень в Приказе МО РФ №329 от 08.06.2022 (для Роскосмоса в Приказе корпорации №84 от 16.03.2023, подробнее здесь.) Пакет документов зависит от метода определения цены (затратный, сравнимой цены, индексации базовой цены или индексации по статьям затрат и т.д.).

Например, в случае метода сравнимой цены это:

    1) пояснительная записка, с описанием товарного рынка, обоснованием выбора производителей, сравнением характеристик и потребительских свойств планируемой к поставке продукции;
    2) сведения о наличии на рынке других поставщиков;
    3) сведения о ценах и условиях поставки (не менее 2-х), в том числе по гос.контрактам, за два года до даты определения цены со ссылкой на источники информации (при использовании данных из сети "Интернет" обязательно наличие распечаток с указанием адреса ссылки и даты);
    4) обоснование индексов цен, если корректируются данные о цене (не более года до даты определения цены), к периоду поставки;
    5) обоснование корректирующих коэффициентов (при наличии) или расчет цены в зависимости от условий поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов;
    6) расчет единицы планируемой к поставке продукции для каждого года (этапа) поставки - плановая калькуляция с расшифровками ( расчетно-калькуляционные материалы, далее - РКМ);
    7) расчет стоимости вспомогательных работ на единицу продукции по годам (этапам) и местам поставки, а также отчетные данные о фактической стоимости услуг по транспортировке в предыдущих периодах или по аналогичным услугам (РКМ);
    8) сводный расчет стоимости гос.контракта.

Сводный расчет цены контракта

Сводный расчет стоимости государственного контракта. Скачать в Excel

В случае применения затратного метода объем документов намного больше. Центральное место занимают расчетно-калькуляционные материалы, или РКМ.

Постановлением №947 от 12.07.2024 дано новое определение обосновывающим документам. По сути «РКМ» теперь - часть «обосновывающих документов». Введен новый вид цены ГОЗ - Метод индексации цены ранее поставленной продукции, подробнее здесь.

Как составить расчетно-калькуляционные материалы.

Во-первых, если коротко:

Цена контракта = Цена калькуляционной единицы х Колич. + Вспомогательные работы
Вспомогательные работы - доставка, пуско-наладка, монтаж и т.д.

Если если неизвестен объем и виды работ, перечень запасных частей и материалов, формула цены другая, подробнее здесь.

Расчетно-калькуляционные материалы составляются:

    - на единицу продукции (отдельное изделие, базовое изделие, группу однородных изделий, комплект, узел, деталь и т.д.);
    - на единицу работ;
    - на услугу;
    - раздельно для каждого года поставки;
    - с выделением собственных и привнесённых затрат.

Формы расчетно-калькуляционных материалов приведены в Приказе ФАС №995/22 от 16.12.22. До 10 января 2023 действовал Приказ ФАС №1138/19 от 26.08.2019. Основное отличие новых форм: раскрыта себестоимость (строка 1700 калькуляций) в части привнесенных и собственных затрат и изменена форма 20 (расчет и обоснование прибыли). Норматив прибыли увеличен до указанного в Постановлении N 935 от 21.05.2022, подробнее здесь.. Формы разных видов:

    - без индекса;
    - с индексом «д» в номере: для случая, если технологический цикл производства составляет более 1 года, либо год начала производства продукции не соответствует году окончания ее производства и поставки (или завершения отдельных этапов);
    - с индексом «А» или «Ад» в номере: для формирования цены с использованием аналогового подхода.

Всего 23 формы. Но это не значит, что надо заполнять все. Точный состав РКМ в зависимости от вида цены можно найти в описи требуемых документов, опись на сайте Минобороны РФ.

Формы РКМ. Приложение №5 к Приказу ФАС №995/22 от 16.12.2022. Скачать в Excel

Формы включают в себя плановые и фактические показатели. Методика планирования отражается в локальном нормативном акте. При проверках учитывают не только сходимость показателей различных форм, но и анализируют факторы влияния на изменение размера накладных расходов и т.д. В расшифровках отдельно выделяются материалы, полуфабрикаты, покупные комплектующие изделия, закупаемые по импорту. Нацрежим в закупках здесь.


Цена и плановые затраты по отдельным статьям будут больше, если их проиндексировать. Порядок в Приказе Минэкономразвития № 190 от 01.04.2020, индексы и дефляторы в Письме Минэкономразвития № 35132 ПК-ДО3и от 02.10.2024. Сам процесс довольно трудоемкий и больше напоминает перебор старых вещей на чердаке, подробнее здесь.. Но этим стоит заниматься, тем более существуют шаблоны РКМ, в которых индексация заложена программным методом. Такой шаблон на конкретном примере позволяет быстро и без ошибок освоить процесс калькулирования.


Шаблон-Пример РКМ 2025 с учетом индексации 2023-2027. Примеры пояснительной записки, с описанием товарного рынка, обоснованием выбора производителей, сравнением характеристик продукции. РКМ в деталях.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Во-вторых, необходим специальный раздельный учет ГОЗ. Чем отличается такой учет от бухгалтерского или налогового, какие есть нюансы в зависимости от того, где открыт отдельный счет (в банке или в казначействе), здесь.

В-третьих, не все затраты принимаются при выполнении гособоронзаказа. Состав затрат в Приказе Минпромторга №334 от 08.02.2019 г (Приказ 334 с удобной навигацией здесь). Основанием для включения затрат в себестоимость продукции является их принадлежность к производству и реализации этой продукции. Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из цены продукции, подробнее здесь.

В-четвертых, экономические показатели и нормативы – ОЭПиН.

Обоснованные экономические показатели и нормативы - документально подтвержденные и экономически обоснованные показатели организации, применяемые для отнесения отдельных затрат на себестоимость продукции и рассчитываемые применительно к каждому календарному году поставки (включая производство) продукции с учетом фактически достигнутых показателей организации за отчетный период и расчетных значений планового периода.

Состав ОЭПиН:

    1.Трудоемкость и объем поставки;
    2. Стоимость единицы труда (нормо-часа, человеко-часа, человеко-дня, человеко-месяца), здесь;
    3. Дополнительная заработная плата за необработанное время;
    4. Страховые взносы на обязательное социальное страхование;
    5. Общепроизводственные расходы;
    6. Общехозяйственные расходы (административно управленческие расходы);
    7. Транспортно-заготовительные расходы;
    8. Коммерческие (внепроизводственные) расходы и т.д.

При окладной системе оплаты труда пригодится удобный табель с раздельным учетом. Табель выполнен в виде программы Excel и позволяет вести учет рабочего времени небольшого коллектива из 100 сотрудников одновременно по шести проектам. Отчетные формы формируются автоматически. К табелю надо сделать "подложку", отражающую трудозатраты по видам работ, подробнее здесь.


Кто обязан предоставлять РКМ, в какие сроки и в каком объеме. Практические рекомендации по составлению расчетно-калькуляционных материалов ГОЗ 2025.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

В-пятых, к РКМ надо приложить первичные документы, в которых заполнены все обязательные реквизиты, включая ИГК. Нет документов - нет затрат. А так же предоставить уведомления ФАС о фактах повышения поставщиками (подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, если установленная или предлагаемая цена более чем на 5 % превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных Минэкономразвития (но есть исключения, подробнее здесь).

В случае затратного метода, по каждой номенклатурной позиции, покупных комплектующих изделий (ПКИ), полуфабрикатов или услуг производственного характера, расходы на которые, составляют не менее не менее 10 % суммарных расходов на ПКИ, полуфабрикаты, работы (услуги) производственного характера и не менее 1 млн. рублей за единицу изделия (либо не менее 5 %, если они составляют 1 млрд. рублей и более) тоже требуются РКМ (пп "г" п.37 ПП 1465), получается своего рода "матрешка". Постановлением №231 от 15.02.2023 внесены изменения, подробнее здесь

В-шестых, в случае ориентировочной цены или цены, возмещающей издержки потребуется дополнительный комплект РКМ на перевод цены в фиксированную по окончании срока действия такой цены, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки продукции (или завершения отдельных этапов), подробнее здесь.

Непредоставление расчетно-калькуляционных материалов в указанный срок может повлечь ответственность по ст.14.6.1 КоАП РФ.

В-седьмых, могут потребоваться дополнительно:

    Единый сквозной план создания изделия;
    Отчетная калькуляция за период, предшествующий базовому году;
    Сведения о предполагаемой кооперации головного исполнителя;
    Копия коллективного договора, иного нормативного акта, регламентирующего оплату труда;
    Обоснование роста по всем статьям и показателям выше соответствующего индекса;
    Данные о финансовой поддержке и ее влиянии на цену продукции;
    Учетная политика;
    РСВ, Форма федерального статистического наблюдения № П-4;
    Расчет стоимости доставки до места поставки, монтажных и пусконаладочных работ, иных вспомогательных работ;
    Иные документы.

С 1 января 2025 в обосновывающих документах в составе предложения о цене на продукцию ГОЗ необходимо указывать сумму амортизационных отчислений основных средств, приобретенных (созданных, модернизируемых, реконструируемых) за счет средств государственной поддержки, не включенную в состав затрат, подробнее здесь.

В-восьмых, при наличии военной приемки, необходимо заключение ВП на весь период поставки, для каждого года поставки и для каждой калькуляционной единицы продукции, подлежащей поставке.

В-девятых, существует порядок урегулирования разногласий по цене между госзаказчиком и головным исполнителем, подробнее здесь.

И главное, результат должен соответствовать Отчету об исполнении гос. контракта (подробнее здесь), а размер прибыли не только обоснован, но и взаимоувязан с повышением эффективности производства, снижением трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости, уровня накладных расходов. Затраты должны быть подтверждены.

Подтвержденные затраты - фактически выполнены и приняты, определен объем и перечень работ, трудоемкость, заключен договор по фиксированной цене, стоимость материалов на основании цен приобретения или заключенных договоров, известно количество дней, места командировок и стоимость проезда, проживания.

С 19 октября 2024 исполнители ГОЗ, заключившие договоры в соответствии с Постановлением № 2532 от 30.12.2022 «О введении специальных мер в сфере экономики» предоставляют гос. заказчику информацию о размере сформированной ориентировочной (уточняемой) цены единицы продукции в отношении каждой партии (отдельного этапа поставки) по гос. контракту ГОЗ, подробнее здесь.

Не позднее 1 июля года, следующего за отчетным единственные поставщики, поставляющие товары, подлежащие регистрации, предоставляют отчетные данные в ФАС по форме Приказа ФАС №611/24 от 06.09.2024, подробнее здесь.



Подробно о ценообразовании ГОЗ. Размер допустимой прибыли (как обосновать и защитить).

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

По соглашению сторон цена единицы продукции может быть установлена со скидкой. В договоре указываются как цена единицы продукции, определенная в соответствии с ПП 1465, так и цена единицы продукции по соглашению сторон. При этом расчетно-калькуляционные материалы (РКМ), представленные в составе предложения о цене, пересмотру не подлежат. Постановление от 21.05.2022 N 935, подробнее здесь.

Формат предоставления предложения о цене ГОЗ

Во-первых, передавать куда-либо комплект документов ГОЗ надо с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне. В частности, с учетом требований Приказа Минобороны No 22 от 17.01.2022 «Об утверждении Перечня сведений ВС РФ, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны» (далее- Приказ 22), подробнее здесь.

Например, к служебной тайне относятся cведения, раскрывающие информацию об обеспечении (банковской гарантии) государственного контракта (договора, соглашения), о поставщике, заказчике, идентификационном номере, предмете государственного контракта (договора, соглашения), номенклатуре, перечне военной продукции, наименовании кредитной организации (в части банковской гарантии), п. 448 Приказа 22.

Во-вторых, документы, подписание которых должностными лицами не предусмотрено, представляются в сканированном виде на электронном носителе (названия и структура расположения на электронном носителе файлов, должны соответствовать структуре и наименованию обосновывающих документов). Расчеты-обоснования передаются в формате электронных таблиц (в формате *.хls, *.xlsх, *.ods) без сокрытия формул.

В-третьих, материалы лучше размечать разделителями или стикерами с указанием пункта описи и группировать комплекты РКМ по предприятиям (от Головного исполнителя к кооперации с учетом уровня).

С 1 января 2025 г. при представлении документов в составе предложения о цене ( в том числе РКМ) в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица организации, представление таких документов на бумажном носителе не требуется.
С 1 января 2026 г. указанные документы, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются только в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица рганизации. Постановление №715 от 30.05.2024.

Срок предоставления расчетно-калькуляционных материалов

Срок предоставления предложения о цене головным исполнителем гособоронзаказа прописан в п. 71, 108, 123, 138, 154 и 159 ПП 1465. Срок зависит от вида цены и варьируется от 20 рабочих дней (при определении НМЦК) до 30 рабочих дней (для единственных поставщиков) или 35 рабочих дней (для прогнозной цены конкурентной продукции).
В свою очередь, головной исполнитель формирует свою цепочку кооперации ("матрешку") и направляет запросы исполнителям. Срок представления поставщиком (лицом, для которого в соответствии с ч. 6.1 ст. 6 275-ФЗ заключение контракта обязательно) головному исполнителю предложения о цене продукции в таком запросе не может составлять менее 10 рабочих дней со дня получения запроса. Формы запросов в зависимости от вида цены в Приказе ФАС №995/22 от 16.12.22.

Запрос о цене. Приложение №6 к Приказу ФАС №995/22 от 16.12.2022. Скачать в Excel

Запрос о цене. Приложение №7 к Приказу ФАС №995/22 от 16.12.2022. Скачать в Excel

пп. 17 п.2 ст.8 275-ФЗ: исполнитель обязан представить по запросу головного исполнителя предложение о цене на продукцию ГОЗ (в том числе обосновывающие документы), информацию о затратах по исполненным контрактам, а также информацию, необходимую для изменения цены гос. контракта, включая обоснование ее изменения. В случае непредоставления, может быть предъявлено требование о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа, подробнее здесь

Есть и иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями государственных контрактов и нормативными документами, применяемыми в сфере ГОЗ. Учитывая сложность и ответственность такой работы, лучше проконсультироваться у специалиста. Особенно, если составляете РКМ впервые.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

Статья 14.6.1 КоАП. Ответственность за непредставление головным исполнителем, исполнителем, для которых заключение контракта обязательно, предложения о цене на продукцию по гособоронзаказу, в том числе обосновывающих такую цену документов (штраф от 30 до 50 тыс. рублей на должностных лиц и от 300 до 500 тыс. рублей на юр. лиц).

Как казначейство проверяет цену и затраты здесь

РКМ для Судостроения (есть отличия) здесь

Перечень основных нормативных документов ГОЗ здесь

Как самостоятельно сделать табель раздельного учета здесь. Информация о различных вариантах табеля 2025 здесь.

Упрощенный порядок закупок для нужд СВО здесь.

Гос.контракт часто бывает с казначейским сопровождением. Как открыть лицевой счет в казначействе, как проводить оплату и забирать остатки денежных средств здесь.

Обособленное банковское сопровождение простого Госзаказа и субсидий здесь.