Маленькие хитрости и большие трудности оплаты с казначейского счета.


Вы получили государственный заказ с казначейским сопровождением или субсидию. Все хорошо! Вас интересует только одно: «Как поскорее открыть лицевой счет в казначействе?» А должно бы: «Как забрать деньги с лицевого счета в казначействе?» Потому что, чтобы в дальнейшем благополучно перечислить средства с казначейского счета, необходимо продумать схему оплаты поставщикам и включить определенные формулировки в контракт с вашим заказчиком еще на этапе его согласования. Расскажем обо всем по порядку.

Как открыть лицевой счет в казначействе

Какие расходы можно оплатить со счета в казначействе

Как ТОФК санкционирует расходование средств. Образец заполнения Сведений.

Как забрать остатки средств с лицевого счета в казначействе

Закрытие лицевого счета в казначействе

Казначейские проверки

Список основных нормативных документов при казначейском сопровождении

Но, сначала поздравляем! У вас появились новые обязанности: вести специальный раздельный учет, указывать в документах ИГК, уведомлять контрагентов об их обязанностях, своевременно отвечать на запросы контролирующих служб и т.д.

Итак, как открыть лицевой счет в казначействе

Для открытия лицевого счета надо обратиться в территориальный орган Федерального казначейства – ТОФК. Как правило, каждое ТОФК публикует на своем сайте порядок открытия лицевых счетов, формы документов, к кому и по какому вопросу обращаться. Юридическим лицам, КФХ, ИП открывают единый лицевой счет с кодом «71» (первые две цифры из 11). Порядок открытия и формы документов в Приказе Федерального казначейства от 22 декабря 2021 г. № 44н. Единый лицевой счет открывается один раз по первому гос. контракту, но по каждому бюджету бюджетной системы РФ отдельно. На второй и последующие контракты открываются разделы лицевого счета. Каждому разделу присваивается уникальный код - аналитический код раздела. Кто обязан открывать казначейский счет в 2024 году здесь

Формирование документов для резервирования, открытия, изменения реквизитов, закрытия единого лицевого счета «71», осуществляется с использованием двух информационных систем:

    - государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет»);
    - единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), если сведения o государственном (муниципальном) контракте подлежат включению в реестр закупок.

При отсутствии технической возможности, информация и документы формируются на бумажном носителе и представляются в ТОФК по месту нахождения клиента.

Правила казначейского сопровождения 2024 здесь

Как подключиться к ГИИС «Электронный бюджет»:

1. Получить (при отсутствии) для каждого пользователя системы квалифицированные сертификаты электронной подписи должностного лица.
2. Оформить заявку на выдачу средств криптографической защиты информации (если ранее не получали СКЗИ для работы в ГИИС "Электронный бюджет").
3. Подать в ТОФК пакет документов:
заявка на выдачу средств криптографической защиты информации (СКЗИ);
- доверенность для получения средств криптографической защиты информации (при необходимости);
- пустой CD-R или DVD-R диск для записи дистрибутивов программного обеспечения и документации к ним.
4.Настроить автоматизированное рабочее место (АРМ) для работы на портале ПОИБ СОБИ.
5.Для входа в личный кабинет пройти по ссылке https://eb.cert.roskazna.ru.

Пакет документов на открытие казначейского счета :

    1. Карточка образцов подписей к лицевым счетам (форма в Приказе № 21н от 17.10.16). Карточка может быть заверена нотариально, либо оформлена в присутствии уполномоченного должностного лица ТОФК (в этом случае представляется оригинал или нотариально заверенная копия учредительного документа, и документа, подтверждающего полномочия лица, которому предоставляется право подписи).
    2. Заявление на резервирование/открытие (закрытие) лицевого счета.
    3. Государственный контракт (контракт, договор, соглашение), подлежащий казначейскому сопровождению, или выписка, если контракт, содержит гос. тайну или сведения ограниченного доступа (документ-основание). Если документ-основание подлежит размещению в ГИИС «Электронный бюджет» или ЕИС, в ТОФК направляется информация с использованием информационных систем. Если нет - копия, заверенная заказчиком либо нотариально. Об обязательных условиях договора ГОЗ здесь.
    4. Документы для оформления усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП).
    5. Доверенность на получение расчетных, кассовых и других документов на бумажном носителе (в случае получения лицом, не включенным в карточку образцов подписей).

Счет в ТОФК можно зарезервировать. Причем зарезервировать лицевой счет может как исполнитель, так и заказчик. Исполнитель предоставляет Заявление на резервирование/открытие (закрытие) лицевого счета, а заказчик Перечень участников казначейского сопровождения для резервирования лицевых счетов (Приложения №1,2 к Приказу 44н). Можно согласовать контракт с заказчиком до открытия лицевого счета в ТОФК, а после его открытия подписать дополнительное соглашение об изменении реквизитов.

Для открытия последующих разделов единого лицевого счета «71» в ТОФК предоставляется только документ-основание.

ТОФК вправе приостановить открытие лицевого счета либо отказать в его открытии после проведения бюджетного мониторинга (статья 242.13-1 БК РФ). Как его проводят и какие есть исключения здесь.

Деньги на лицевом счете казначейства бюджетные. Они не принадлежат поставщику (исполнителю) госконтракта, он ими только распоряжается. Расходовать средства бюджета можно строго на цели, определенные в договоре. Целевое использование подтверждается первичными документами и раздельным учетом, выполненным в соответствии с требованиями законодательства. Подробнее о раздельном учете ГОЗ и ГОС здесь.


Формулировки 2024, которые лучше предусмотреть в контракте с заказчиком на этапе подписания, чтобы в дальнейшем работать с казначейством без проблем.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Какие расходы можно оплатить со счета в казначействе.

Средства с лицевого счета неучастника бюджетного процесса разрешается расходовать в соответствии с требованиями ст.242.23 БК РФ и Постановления №2024 от 24.11.2021.

Но для начала надо точно знать какими средствами вы на самом деле распоряжаетесь, это гособоронзаказ (ГОЗ) или просто госзаказ (ГОС). Подсказка здесь. Правила работы в сфере ГОЗ гораздо жестче, подробнее здесь. Бюджетные средства нельзя использовать в качестве взноса в уставный капитал, размещать в депозиты или иные финансовые инструменты (если это не является целью контракта).

В 2024 году гос.контрактам, заключенным на сумму, более 3 млн. рублей (не всегда, есть контракты, при которых сумма не ограничивается, подробнее здесь ), зачислять и списывать средства можно только на такие же лицевые счета в Казначействе, за исключением:

    - оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
    - возмещения произведенных расходов (части расходов);
    - оплаты обязательств по накладным расходам;
    - выплат в соответствии с валютным законодательством РФ;
    - расчетов по оплате труда;
    - расчетов по социальным выплатам;

    - приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи и почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам КС инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведения строительного контроля уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему государственным учреждением в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами;
    - перечисления прибыли.

Кроме того, в 2024 году заказчик (получатель субсидии) может оплатить с лицевого счета в ТОФК на счет в банке поставщику:

    - окончательный расчет по договору на закупку товаров (не аванс) после представления документов, подтверждающих поставку товаров (не всегда, есть исключения);
    - по договорам на приобретение строительных материалов и оборудования, включенных в проектную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт ОКС (в том числе авансовые платежи) при наличии Перечня по форме Приложения №1 к ПП 2438 от 26.12.22;
    - по госконтрактам на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, заказчиками которых являются бюджетные и автономные учреждения, при представлении в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также Реестра документов по форме Приложения №2 к ПП 2438 от 26.12.22.

В отдельных случаях, при казначейском сопровождении целевых средств, средств, получаемых юр. лицами и ИП, осуществляется еще и банковское сопровождение здесь.


Тонкости казначейского сопровождения на этапе заключения контракта и в процессе его выполнения.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Как ТОФК санкционирует расходование средств

Порядок санкционирования прописан в Приказе № 214н от 17.12.2021, последние изменения здесь. Для санкционирования текущих платежей в ТОФК предоставляются:
1. Контракт или выписка из контракта (гостайна). Контракт можно не предоставлять, если он был представлен при открытии лицевого счета.

    Обязательные условия контракта при базовом казначейском сопровождении здесь.
    Обязательные условия контракта при расширенном казначейском сопровождении здесь.

2. Сведения об операциях с целевыми средствами, код формы по ОКУД 0501213 (далее - Сведения). Утверждает сведения заказчик (исполнитель предыдущего уровня) или сам исполнитель, если это разрешено заказчиком предыдущего уровня, кроме случаев:

    - перечисления прибыли, размер которой условиями контракта не определен;
    - расширенного казначейского сопровождения с проведением экономического обоснования затрат;
    - перечисления накладных расходов в размере, превышающем 25 процентов от цены контракта;
    - наличия сведений ограниченного доступа или составляющих государственную тайну.

Если заказчик не утверждает Сведения, не дает разрешения на утверждение и не направляет уведомление об отказе в утверждении Сведений с указанием причины в установленный срок, Сведения утверждаются:

    - исполнителем, при условии исполнения в полном объеме обязательств по государственному (муниципальному) контракту или в случае его расторжения при условии представления в ТОФК дополнительного соглашения о расторжении, подтверждающего поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в объеме исполненных обязательств;
    - государственным (муниципальным) заказчиком исполнителю (не головному) на основании его обращения о предоставлении разрешения на утверждение Сведений.

3. Копии первичных (сводных) учетных документов (подтверждающие документы).
4. Платежное поручение.
5. Иные документы.

Образец заполнения Сведений об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213) в ред. Приказа Минфина от 21.06.2023 № 97н

Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213) Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213) Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213)

Новые Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213) Скачать форму в EXCEL

 

В Сведениях указываются источники поступления и направления расходования целевых средств.

Направления расходования целевых средств Укрупненный код
Выплаты персоналу 0100
Закупка работ и услуг (за исключением выплат на капитальные вложения), в том числе на основании договора гражданско-правового характера, исполнителем по которому является физическое лицо или индивидуальный предприниматель 0200
Закупка непроизведенных активов, нематериальных активов, материальных запасов и основных средств и прочих активов (за исключением выплат на капитальные вложения), в том числе на основании договора гражданско-правового характера, исполнителем по которому является физическое лицо или индивидуальный предприниматель 0300
Выплаты по договорам финансовой аренды (лизинга) объектов основных средств, связанных непосредственно с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг 0400
Капитальные вложения 0410
Выплаты по перечислению средств в качестве взноса в уставный (складочный) капитал, вкладов в имущество другой организации 0420
Выбытие со счетов авансовых платежей по контрактам (договорам) 0610
Выбытие со счетов средств обособленным (структурным) подразделениям 0620
Выплаты по перечислению средств в целях их размещения на депозиты, в иные финансовые инструменты (по договорам займа) 0630
Выплаты за счет процентов 0631
Выплаты по перечислению средств по договорам финансирования под уступку денежного требования (договорам факторинга) 0632
Выплаты за счет доходов, поступивших за счет вознаграждения по договорам финансирования под уступку денежного требования (договорам факторинга) 0633
Уплата налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 0810
Налог на добавленную стоимость 0811
Страховые взносы на обязательное социальное страхование 0813
Иные выплаты 0820
Накладные расходы 0888
Выплата прибыли 0999
Выплаты по окончательным расчетам 0991
Выплаты по перечислению остатков целевых средств в доход бюджета 1000
Выплаты по перечислению дебиторской задолженности в доход бюджета 2000

Первая цифра кода «0» может быть изменена на:
"6" - для расчетов по гос.контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком), определенным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона 44 ФЗ;
"8" - для выплат за фактически поставленные товары (работы, услуги);
"9" - для возмещения ранее произведенных фактических расходов.

ТОФК контролирует пропорциональность распределения накладных расходов по срокам исполнения договора, либо срокам использования авансового платежа. НО! Накладные расходы по ежемесячной смете можно перечислить на свой расчетный счет по коду 0888 без предъявления документов-оснований и, в дальнейшем, со своего расчетного счета оплачивать общепроизводственнные, общехозяйственные административно-управленческие расходы (аналогичный подход к коду 0100 "Выплаты персоналу").

Новый перечень направлений расходования целевых средств скачать

В платежном поручении должен присутствовать аналитический код раздела лицевого счета, код источника поступления целевых средств, детализированный код и наименование выплат (приложения N 2,3 к Приказу от 17.12.2021 N 214н).

Образец платежного поручения 2024

Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213)

В назначении платежа обязательно указывается:

    1. Ваш лицевой счет;
    2. Код направления расходования с детализацией (Приложение № 3 к Приказу №214н);
    3. Код источника поступления целевых средств;
    4. Реквизиты (номер, дата) контракта, на основании которого открыт лицевой счет;
    5. Реквизиты договора с организацией, которая указана получателем средств;
    6. Реквизиты документа-основания (товарная накладная, акт приемки-передачи, универсальный передаточный документ и т.п.), подтверждающего факт выполнения (частичного выполнения) обязательств по контракту (договору) с организацией, которая указана получателем средств в этом платежном поручении;
    7. Краткое содержание операции;
    8. При наличии аналитический код, связанный с реализацией инфраструктурных проектов;
    9. При наличии уникальный код объекта (код мероприятия по информатизации).

Дополнительно может потребоваться:
    - расшифровка к распоряжению, содержащая информацию об источниках финансирования авансового платежа , в случае перечисления иных средств, на которые не распространяются требования о казначейском сопровождении или субсидии.

При осуществлении единого налогового платежа, в платежном поручении указывается детализированный код «0810 004».

ТОФК может отказать в проведении операции с лицевого счета, если она числится в классификаторе признаков финансовых нарушений, подробнее здесь.

При расширенном казначейском сопровождении ТОФК дополнительно проверяет распоряжение и обосновывающие документы на соответствие сумме, подтвержденной ТОФК, при проведении проверок, предусмотренных пп.1 п.2 ст.242.24 БК РФ, подробнее здесь.



Рекомендации по составлению Сведений об операциях с целевыми средствами, структуры цены, платежных поручений.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Как забрать остатки средств с лицевого счета в казначействе

Для выплат при завершении сторонами государственного контракта применяются коды:
- 0999 "Выплата прибыли"
- 0991 "Выплаты по окончательным расчетам ...", но только если получено Уведомление о полном исполнении контракта головным исполнителем. При этом стоимость фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не включается в сумму выплат по коду 0991.

Как получить денежные средства? Что делать? Можно перечислить остаток средств по трем направлениям расходования средств:
1. Как прибыль (для контрактов ГОЗ есть ограничения).
2. Как возмещение произведенных расходов.
3. Как оплату фактически поставленных товаров (выполненных работ, услуг).

НО! По первым двум статьям расходов можно сделать оплату с лицевого счета в Казначействе только при наличии определенных формулировок в контракте. И вот здесь вам захочется вернуть время вспять и переделать договор с заказчиком. Но увы, будет поздно.

Возможность применения третьей статьи расходов тоже ограничена.

Закрытие лицевого счета в казначействе.

Закрытие лицевого счета в казначействе осуществляется в случае:

    а) реорганизации (ликвидации) юридического лица, прекращения деятельности ИП, КФХ;
    б) при исполнении (расторжении) государственного контракта, договора, соглашения и (или) отсутствия операций на лицевом счете в течение двух лет;
    в) изменении типа учреждения;
    г) изменении структуры номера лицевого счета;
    д) в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При наличии на закрываемом счете остатка денежных средств, в ТОФК предоставляется заявление, а также расчетный документ на перечисление остатка средств по назначению.

Раздел на лицевом счете закрывается казначейством по заявлению участника казначейского сопровождения об исполнении обязательств по документу-основанию или расторжении договора. В случае непредставления такого заявления, и (или) отсутствия операций на разделе на лицевом счете в течение двух лет, закрытие раздела на лицевом счете осуществляется ТОФК на основании информации в ГИИС «Электронный бюджет».

Казначейские проверки.

Казначейство проводит бюджетный мониторинг, в результате которого возможен запрет, отказ или приостановление операции, подробнее здесь. При расширенном казначейском сопровождении кроме подтверждающих документов ТОФК может проверить:
- сроки и объем выполненных работ, услуг, поставки товара;
- фактический объем поставленных товаров (работ и услуг)с применением фото-, видео- и аудиотехники, измерительных приборов;
- соответствие фактических затрат данным раздельного учета ФХД, отраженным в информационных системах, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, первичным документам и расходной декларации, в том числе с проведением анализа экономической обоснованности затрат. Подробнее здесь.

Понятно, что какие-то варианты выполнения гос.контракта сулят неизбежную проверку и проблемы с оплатой. Важно знать тонкости работы с госзаказом:
Во-первых, есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых, есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов. В-третьих, есть алгоритм работы с ГОЗ и ГОС, включающий калькулирование цены (подробнее здесь), прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать эту работу в дальнейшем. Перечень вопросов здесь

Совсем нетривиальная ситуация сложилась с раздельным учетом.
Во-первых, раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ).
Во-вторых, есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.
В-третьих, раздельный учет в госзаказе и гособоронзаказе существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат). Подробнее здесь

Затраты на продукцию ГОЗ должны быть оправданы. О том, как обосновать затраты здесь.