Маленькие хитрости и большие трудности оплаты с казначейского счета.


Вы получили государственный заказ с казначейским сопровождением или субсидию. Все хорошо! Вас интересует только одно: «Как поскорее открыть лицевой счет в казначействе?» А должно бы: «Как забрать деньги с лицевого счета в казначействе?» Потому что, чтобы в дальнейшем благополучно перечислить средства с казначейского счета, необходимо продумать схему оплаты поставщикам и включить определенные формулировки в контракт с вашим заказчиком еще на этапе его согласования. Расскажем обо всем по порядку.

Как открыть лицевой счет в казначействе

Какие расходы можно оплатить со счета в казначействе

Как ТОФК санкционирует расходование средств в 2022 году. Образец заполнения сведений об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213)

Как забрать остатки средств с лицевого счета в казначействе

Закрытие лицевого счета в казначействе

Казначейские проверки

Список основных нормативных документов при казначейском сопровождении

Но, сначала поздравляем! У вас появились новые обязанности: вести специальный раздельный учет, указывать в документах ИГК, уведомлять контрагентов об их обязанностях, своевременно отвечать на запросы контролирующих служб и т.д.

Итак, как открыть лицевой счет в казначействе в 2022 году

Для открытия лицевого счета надо обратиться в территориальный орган Федерального казначейства – ТОФК. Как правило, каждое ТОФК публикует на своем сайте порядок открытия лицевых счетов, формы документов, к кому и по какому вопросу обращаться. Юридическим лицам, КФХ, ИП открывают единый лицевой счет с кодом «71» (первые две цифры из 11). Порядок открытия и формы документов в Приказе Федерального казначейства от 22 декабря 2021 г. № 44н. Единый лицевой счет открывается один раз по первому гос. контракту, но по каждому бюджету бюджетной системы РФ отдельно. На второй и последующие контракты открываются разделы лицевого счета. Каждому разделу присваивается уникальный код - аналитический код раздела.

В 2022 году ТОФК открывает два типа счетов с кодом «71»:
- казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета;
- казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения ( использование которых возможно только после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям предоставления).
С 28 мая 2022 значительно сузился круг поставщиков, обязанных открывать счет в ТОФК. Кто обязан открывать казначейский счет здесь

Формирование документов для резервирования, открытия, изменения реквизитов, закрытия единого лицевого счета «71», осуществляется с использованием двух информационных систем:

    - государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет»);
    - единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) в случае государственного (муниципального) контракта, сведения o котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе РФ в сфере закупок реестр. В Приказе Минфина России от 19.07.2019 N 113н указаны сведения, вносимые в реестр контрактов и соответствующие им коды

При отсутствии технической возможности, информация и документы формируются на бумажном носителе и представляются в ТОФК по месту нахождения клиента.

Как подключиться к ГИИС «Электронный бюджет»:

1. Получить в Удостоверяющем центре казначейства личный квалифицированный сертификат электронной подписи физического лица (если нет в наличии).
2. Получить в ТОФК средства криптографической защиты информации (СКЗИ): «КриптоПро CSP», «Jinn-client» и «eXtended Container (XC)».
3. Подать в ТОФК пакет документов с сопроводительным письмом, это:
заявка на подключение на бумаге на каждого сотрудника с указанием серийного номера личного сертификата;
- USB-флеш накопитель с файлами личных сертификатов;
- документ, определяющий ответственного за техническое обеспечение работы с ГИИС «Электронный бюджет» и подключение пользователей;
- согласие на обработку персональных данных каждого пользователя;
- доверенность, если заявка подписана не руководителем;
- при необходимости, заявка о выдаче СКЗИ.

Пакет документов на открытие казначейского счета :

1. Карточка образцов подписей к лицевым счетам (форма в Приказе от 17 октября 2016 г. № 21н). Карточка может быть заверена нотариально, либо оформлена в присутствии уполномоченного должностного лица ТОФК (в этом случае представляется оригинал или нотариально заверенная копия учредительного документа, и документа, подтверждающего полномочия лица, которому предоставляется право подписи).
2. Заявление на резервирование/открытие (закрытие) лицевого счета.
3. Государственный контракт (контракт, договор, соглашение), подлежащий казначейскому сопровождению, или выписка из контракта, содержащего гос. тайну (документ-основание). Если документ-основание подлежит размещению в ГИИС «Электронный бюджет» или ЕИС, в ТОФК направляется информация с использованием информационных систем. Если нет - копия, заверенная заказчиком либо нотариально. Об обязательных условиях договора ГОЗ здесь.
4. Документы для оформления усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП).
5. Доверенность на получение расчетных, кассовых и других документов на бумажном носителе (в случае получения лицом, не включенным в карточку образцов подписей).
6. Иные документы, предусмотренные законодательством.

Счет в ТОФК можно зарезервировать. Причем зарезервировать лицевой счет может как исполнитель, так и заказчик. Исполнитель предоставляет Заявление на резервирование/открытие (закрытие) лицевого счета, а заказчик Перечень участников казначейского сопровождения для резервирования лицевых счетов (Приложения №1,2 к Приказу 44н). Можно согласовать контракт с заказчиком до открытия лицевого счета в ТОФК, а после его открытия подписать дополнительное соглашение об изменении реквизитов.

Для открытия последующих разделов единого лицевого счета «71» в ТОФК предоставляется только документ-основание.

ТОФК вправе приостановить открытие лицевого счета либо отказать в его открытии после проведения бюджетного мониторинга (статья 242.13-1 БК РФ). Как его проводят и какие есть исключения здесь.

Деньги на лицевом счете казначейства бюджетные. Они не принадлежат поставщику (исполнителю) госконтракта, он ими только распоряжается. Расходовать средства бюджета можно строго на цели, определенные в договоре.

Нарушение Санкции
Нецелевое использование бюджетных средств Штраф на должностных лиц от 20 до 50 тыс. рублей; на юр.лиц - от 5 до 25 % суммы средств использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП)
Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя на цели, не соответствующие...смете доходов и расходов либо иным документам, являющимся основанием для получения бюджетных средств В крупном размере (от 1,5 млн рублей): штраф от 100 до 300 тыс. рублей; лишение свободы до 2-х лет. В особо крупном размере (от 7.5 млн рублей): штраф от 200 до 500 тыс. рублей; лишение свободы до 5-и лет (ст. 285.1 УК)

Целевое использование средств подтверждается первичными документами и раздельным учетом, выполненным в соответствии с требованиями законодательства. Подробнее о раздельном учете ГОЗ и ГОС здесь.


Формулировки 2022, которые лучше предусмотреть в контракте с заказчиком на этапе подписания, чтобы в дальнейшем работать с казначейством без проблем.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Какие расходы можно оплатить со счета в казначействе.

Средства с лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса разрешается расходовать в соответствии с требованиями ст.242.23 БК РФ, и соответствующего постановления, в 2022 году №2024 от 24.11.2021г.

Но для начала надо точно знать какими средствами вы на самом деле распоряжаетесь, это гособоронзаказ (ГОЗ) или просто госзаказ (ГОС). В 2021 году и ранее под гособоронзаказ принималось отдельное постановление, в 2022 году постановление одно на ГОЗ и ГОС (тем не менее определить можно, подробнее здесь):

Госзаказ (ГОС),
единственный поставщик, субсидия
Гособоронзаказ (ГОЗ)
2022 год
Постановление от 24 ноября 2021 г. № 2024
2021 год
Постановление от 15 декабря 2020 г. N 2106 Постановление от 18 декабря 2020 г. N 2153
2020 год
Постановление от 23 декабря 2019 г. N 1765 Постановление от 25 декабря 2019 г. N 1819
2019 год
Постановление от 30 декабря 2018 г. N 1765 Постановление от 28 декабря 2018 г. N 1702
2018 год
Постановление от 30 декабря 2017 г. № 1722 Постановление от 28 декабря 2017 г. № 1680

Правила работы в сфере гособоронзаказа гораздо жестче, подробнее здесь

Бюджетные средства нельзя использовать в качестве взноса в уставный капитал, размещать в депозиты или иные финансовые инструменты (если это не является целью контракта).

В 2022 году гос.контрактам, заключенным на сумму, более 600 тыс. 5 млн. рублей (не всегда, есть контракты, при которых сумма не ограничивается, подробнее здесь ), зачислять и списывать средства можно только на такие же лицевые счета в Казначействе, за исключением:

    - оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
    - возмещения произведенных расходов (части расходов);
    - оплаты обязательств по накладным расходам;
    - выплат в соответствии с валютным законодательством РФ;
    - расчетов по оплате труда;
    - расчетов по социальным выплатам;

    - приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписка на периодические издания, аренда, осуществление работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществление страхования в соответствии со страховым законодательством РФ, приобретение услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами;
    - перечисления прибыли.

Кроме того, по гос. контрактам, заключенным после 28 мая 2022г, либо откорректированным в соответствии с 146-ФЗ, заказчик (получатель субсидии) может оплатить с лицевого счета в ТОФК на счет в банке поставщику:

    - окончательный расчет по договору на закупку товаров (не аванс)после представления документов, подтверждающих поставку товаров;
    - по договору на приобретение строительных материалов и оборудования, включенных в сметную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт ОКС (в том числе авансовые платежи). Для проведения оплаты исполнитель формирует и предоставляет в ТОФК специальный перечень (форма в Постановлении 1182 от 01.07.2022), который согласовывает с государственным или муниципальным заказчиком (либо с получателем субсидии);
    - по договору, предметом которого является строительство (реконструкция), капитальный ремонт ОКС, при представлении в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком в целях выполнения оплачиваемых работ (но не в рамках субсидии или субвенции).

НО! Не всегда это расчетный счет. Это может быть отдельный банковский счет,подробнее здесь.


Поможем разобраться в тонкостях казначейского сопровождения на этапе заключения контракта и в процессе его выполнения.<

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Как ТОФК санкционирует расходование средств в 2022 году

Порядок санкционирования в 2022 году прописан в Приказе от 17 декабря 2021 г. № 214н.

Обмен информацией между ТОФК, госорганами, заказчиком и участниками казначейского сопровождения осуществляется с применением документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, а также электронных копий сканов документов, или копий электронных документов, подтвержденных электронной подписью (за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну).

Для санкционирования текущих платежей в ТОФК предоставляются:
1. Контракт или выписка из контракта (гостайна). Контракт можно не предоставлять, если он был представлен при открытии лицевого счета.

    Обязательные условия контракта 2022 при базовом казначейском сопровождении здесь.
    Обязательные условия контракта 2022 при расширенном казначейском сопровождении здесь.

2. Сведения об операциях с целевыми средствами, код формы по ОКУД 0501213 (далее - Сведения). Утверждает сведения заказчик (исполнитель предыдущего уровня) или сам исполнитель, если это разрешено заказчиком предыдущего уровня (кроме случая расширенного казначейского сопровождения с проведением экономического обоснования затрат).

В случае неутверждения заказчиком верхнего уровня Сведений, неоформления разрешения на утверждение Сведений и ненаправления участнику казначейского сопровождения уведомления об отказе в утверждении Сведений с указанием причины в установленный срок, Сведения утверждаются:
- исполнителем, при условии исполнения в полном объеме обязательств по государственному (муниципальному) контракту;
- государственным (муниципальным) заказчиком исполнителю (не головному) на основании его обращения о предоставлении разрешения на утверждение Сведений.

3. Копии первичных (сводных) учетных документов (подтверждающие документы).
4. Платежное поручение.
5. Иные документы.

Образец заполнения Сведений об операциях с целевыми средствами на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (код формы по ОКУД 0501213)

Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213) Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213)

Сведения об операциях с целевыми средствами на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (код формы по ОКУД 0501213) Скачать форму в word

 

В Сведениях указываются источники поступления и направления расходования целевых средств.

Направления расходования целевых средств Укрупненный код
Выплаты персоналу 0100
Закупка работ и услуг (за исключением выплат на капитальные вложения), в том числе на основании договора гражданско-правового характера, исполнителем по которому является физическое лицо или индивидуальный предприниматель 0200
Закупка непроизведенных активов, нематериальных активов, материальных запасов и основных средств и прочих активов (за исключением выплат на капитальные вложения), в том числе на основании договора гражданско-правового характера, исполнителем по которому является физическое лицо или индивидуальный предприниматель 0300
Капитальные вложения 0410
Выплаты по перечислению средств в качестве взноса в уставный (складочный) капитал, вкладов в имущество другой организации 0420
Выбытие со счетов авансовых платежей по контрактам (договорам) 0610
Выбытие со счетов средств обособленным (структурным) подразделениям 0620
Выплаты по перечислению средств в целях их размещения на депозиты, в иные финансовые инструменты (по договорам займа) 0630
Выплаты за счет процентов 0631
Уплата налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 0810
Налог на добавленную стоимость 0811
Страховые взносы на обязательное социальное страхование 0813
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 0814
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование 0815
Иные выплаты 0820
Накладные расходы 0888
Выплата прибыли 0999
Выплаты по окончательным расчетам 0991
Выплаты по перечислению остатков целевых средств в доход бюджета 1000
Выплаты по перечислению дебиторской задолженности в доход бюджета 2000

Первая цифра кода «0» может быть изменена на:
"6" - для расчетов по гос.контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком), определенным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона 44 ФЗ;
"8" - для выплат за фактически поставленные товары (работы, услуги);
"9" - для возмещения ранее произведенных фактических расходов.

Перечень направлений расходования целевых средств можно скачать здесь.

В платежном поручении должен присутствовать аналитический код раздела лицевого счета, код источника поступления целевых средств, детализированный код и наименование выплат (приложения N 2,3 к Приказу от 17.12.2021 N 214н).

Образец платежного поручения 2022

Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213)

В назначении платежа обязательно указывается:

    1. Ваш лицевой счет, ;
    2. Код направления расходования с детализацией (в соответствии с приложением № 3 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 17.12.2021 № 214н);
    3. Код источника поступления целевых средств;
    4. Реквизиты (номер, дата) контракта, на основании которого открыт лицевой счет;
    5. Реквизиты договора с организацией, которая указана получателем средств в этом платежном поручении;
    6. Реквизиты документа-основания (товарная накладная, акт приемки-передачи, универсальный передаточный документ и т.п.), подтверждающего факт выполнения (частичного выполнения) обязательств по контракту (договору) с организацией, которая указана получателем средств в этом платежном поручении;
    7. Краткое содержание операции, в соответствии с кодом направления расходования и документами-основаниями (контрактом (договором) и товарной накладной (актом приемки-передачи, универсальным передаточным документом и т.п.).

Дополнительно может потребоваться:
    - расшифровка к распоряжению, содержащая информацию об источниках финансирования авансового платежа , в случае перечисления иных средств, на которые не распространяются требования о казначейском сопровождении или субсидии.

ТОФК может отказать в проведении операции с лицевого счета, если она числится в классификаторе признаков финансовых нарушений, подробнее здесь.

Федеральное казначейство обменивается информацией с налоговыми органами, таможенными органами, антимонопольными органами, органами, осуществляющими контроль и аудит в сфере закупок и сообщает в Росфинмониторинг:

    1) о каждом факте открытия лицевого счета после приостановления его открытия;
    2) о каждом факте запрета осуществления или отказа в осуществлении операции на лицевом счете;
    3) о каждой операции по перечислению средств, если сумма превышает 50 млн. рублей;
    4) о каждой операции по переводу денежных средств на банковские счета на сумму свыше 1 млн. рублей.

При расширенном казначейском сопровождении ТОФК дополнительно проверяет распоряжение и обосновывающие документы на соответствие сумме, подтвержденной ТОФК, при проведении проверок, предусмотренных пп.1 п.2 ст.242.24 БК РФ, подробнее здесь.



Рекомендации по составлению Сведений об операциях с целевыми средствами, структуры цены, платежных поручений.<

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Как забрать остатки средств с лицевого счета в казначействе

Для выплат при завершении сторонами государственного контракта применяются коды:
- 0999 "Выплата прибыли"
- 0991 "Выплаты по окончательным расчетам ...", но только если получено Уведомление о полном исполнении контракта головным исполнителем. При этом стоимость фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не включается в сумму выплат по коду 0991.

Как получить денежные средства? Что делать? Можно перечислить остаток средств по трем направлениям расходования средств:
1. Как прибыль.

Для контрактов ГОЗ в размере, не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ.

2. Как возмещение произведенных расходов.
3. Как оплату фактически поставленных товаров (выполненных работ, услуг).

НО! По первым двум статьям расходов можно сделать оплату с лицевого счета в Казначействе только при наличии определенных формулировок в контракте. И вот здесь вам захочется вернуть время вспять и переделать договор с заказчиком. Но увы, будет поздно.

Возможность применения третьей статьи расходов тоже ограничена.

Закрытие лицевого счета в казначействе.

Закрытие лицевого счета в казначействе осуществляется в случае:

    а) реорганизации (ликвидации) юридического лица, прекращения деятельности ИП, КФХ;
    б) при исполнении (расторжении) государственного контракта, договора, соглашения и (или) отсутствия операций на лицевом счете в течение двух лет;
    в) изменении типа учреждения;
    г) изменении структуры номера лицевого счета;
    д) в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При наличии на закрываемом счете остатка денежных средств, в ТОФК предоставляется заявление, а также расчетный документ на перечисление остатка средств по назначению.

Раздел на лицевом счете закрывается казначейством по заявлению участника казначейского сопровождения об исполнении обязательств по документу-основанию или расторжении договора. В случае непредставления такого заявления, и (или) отсутствия операций на разделе на лицевом счете в течение двух лет, закрытие раздела на лицевом счете осуществляется ТОФК на основании информации в ГИИС «Электронный бюджет».

Казначейские проверки.

Начиная с 2022 года казначейство проводит бюджетный мониторинг, в результате которого возможен запрет, отказ или приостановление операции, подробнее здесь. При расширенном казначейском сопровождении кроме подтверждающих документов ТОФК может проверить:
- сроки и объем выполненных работ, услуг, поставки товара;
- фактический объем поставленных товаров (работ и услуг)с применением фото-, видео- и аудиотехники, измерительных приборов;
- соответствие фактических затрат данным раздельного учета ФХД, отраженным в информационных системах, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, первичным документам и расходной декларации, в том числе с проведением анализа экономической обоснованности затрат. Подробнее здесь.

Чем отличается расширенное казначейское сопровождение от простого
Как ТОФК проверяет фактически поставленные товары (работы, услуги)
Как ТОФК проверяет соответствие затрат данным раздельного учета ФХД
Последствия нарушений, выявленных при проверках ТОФК

В 2022 году казначейство ужесточило требования к ведению реестра контрактов и перешло на электронное актирование документов.

Понятно, что какие-то варианты выполнения гос.контракта сулят неизбежную проверку и проблемы с оплатой. Важно знать тонкости работы с госзаказом:
Во-первых, есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых, есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов. В-третьих, есть алгоритм работы с ГОЗ и ГОС, включающий калькулирование цены (подробнее здесь), прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать эту работу в дальнейшем. Перечень вопросов здесь

В 2022 году сложиласть совсем нетривиальная ситуация с раздельным учетом.
Во-первых, раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ).
Во-вторых, есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.
В-третьих, раздельный учет в госзаказе и гособоронзаказе существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат). Подробнее здесь

Затраты на продукцию ГОЗ должны быть оправданы. О том, как обосновать затраты здесь.