275 ФЗ для чайников, или коротко о государственном оборонном заказе. Основные термины и определения ГОЗ.


Человеку, впервые столкнувшемуся с государственным оборонным заказом, трудно составить собственное понимание об этой области рынка госзаказа. Причина этому проста – незнание терминов. А между тем, понятия, применяемые в гособоронзаказе, очень специфические.

Итак, государственный оборонный заказ (коротко ГОЗ) – это задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Нормативные документы ГОЗ. Федеральные: Бюджетный и Гражданский кодексы, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, стандарты.
Ведомственные (Минобороны, МЧС, Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, Центробанк, Федеральное казначейство, ФАС): указания, приказы, положения, инструкции.

Список основных нормативных документов гособоронзаказа с комментариями здесь.

Но основной документ, регулирующий отношения гособоронзаказа – Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ (далее - 275 ФЗ).

275 ФЗ

На что обратить внимание при изучении закона прежде всего.

Во-первых, статья 3 «Основные понятия». Связываем между собой в стройную цепочку вопросы:

    1. Кто является исполнителем гособоронзаказа? Это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
    2. Кто такой головной исполнитель? Это юридическое лицо, заключившее с государственным заказчиком (Минобороны, Минпромторг и т.д.) государственный контракт по государственному оборонному заказу.
    3. Что такое кооперация головного исполнителя? Это совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по ГОЗ в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
    4. Что значит сопровождаемая сделка? Это государственный контракт и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию. Любые расчеты в рамках сопровождаемых сделок между государственными заказчиками, головными исполнителями, исполнителями с участием уполномоченных банков. Перечень уполномоченных банков ограничен.
    Факт использования в расчетах отдельного счета не является основным критерием отнесения (не отнесения) предприятия к исполнителям ГОЗ.

Во-вторых, статья 8 "Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя."
Исполнитель:

    1) обеспечивает соответствие поставок продукции требованиям контракта;
    2) заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
    3) уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости открытия для каждого контракта отдельного счета в уполномоченном банке;
    4) включает идентификатор государственного контракта (ИГК) в контракты с другими исполнителями;
    5) соблюдает режим использования отдельного счета;
    6) определяет в контрактах с другими исполнителями обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета;
    7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета;
    8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, исполнителя, уполномоченного банка, в течение пяти рабочих дней со дня получения информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП) и т.д.;
    9) указывает в распоряжении идентификатор государственного контракта (ИГК);
    10) обеспечивает информацию, необходимую для осуществления контроля распоряжений;
    11) предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;
    12) принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях ГОЗ;
    13) организует и проводит испытания опытных и серийных образцов материалов и комплектующих;
    14) обеспечивает качество товаров, работ, услуг ;
    15) обеспечивает возможность осуществления контроля за исполнением контракта;
    16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту;

В 2020 году сложиласть совсем нетривиальная ситуация с раздельным учетом:
- раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ);
- есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении;
- раздельный учет в госзаказе и гособоронзаказе существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат). Подробнее здесь

    17) предоставляет по запросу головного исполнителя информацию о затратах;

Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу. О том, как обосновать затраты здесь.

    18) представляет в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета;
    19) исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.


Головной исполнитель (дополнительно к обязанностям исполнителя):

    1) Определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по ГОЗ, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования. До заключения государственного контракта раскрывает информацию о его кооперации;
    2) Выбирает уполномоченный банк.
    3) Обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком контроля за соответствием качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, требованиям законодательства РФ, нормативных и иных актов гос. заказчика, условиям государственного контракта.
    4) Представляет по запросу государственного заказчика, контролирующего органа информацию о цене предлагаемой к поставке продукции, соответствующие расчетно-калькуляционные материалы (РКМ), а также информацию о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам;
    5) Представляет государственному заказчику подготовленные совместно с исполнителями обоснования, необходимые для изменения цены государственного контракта, а в случае увеличения цены государственного контракта представляет также перечень мер, направленных на сокращение издержек.
    В случае прекращения поставок продукции по государственному оборонному заказу на очередной год и на плановый период головной исполнитель не вправе ликвидировать или перепрофилировать без согласования с государственным заказчиком производственные мощности, обеспечивающие поставки такой продукции.

Практические рекомендации по согласованию и выполнению контракта ГОЗ 2020. Все новое и важное.
: +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

В-третьих, если заказчиком является Министерство обороны, исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке. Изучаем 275 ФЗ: статья 8.3 "Режим использования отдельного счета",статья 8.4 "Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается".

Подробнее о том, как работать с уполномоченным банком здесь.

Остальные контракты ГОЗ сопровождает Федеральное казначейство (ТОФК). В 275 ФЗ о работе с лицевым счетом в казначействе информации нет. Руководствоваться надо письмами и инструкциями Федерального казначейства.

Подробнее о том, как работать с Федеральным казначейством здесь.

В-четвертых, статья 10 "Методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу". Размер прибыли зависит от номенклатуры поставляемой продукции и способа закупки. Размещение ГОЗ возможно как на конкурсной основе в соответствии Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 №223 ФЗ, так и у единственного поставщика (п. 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Виды цен и методы ценообразования ГОЗ приведены ниже.

Статья 8 п.3. Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:
1) на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);
2) на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;
3) на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

В-пятых, контракт ГОЗ может быть с военной приемкой и без нее. Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением от 11.08.1995 N 804. Военные представительства осуществляют контроль качества и приемку военной продукции на предприятиях, а также выдают заключения о цене оборонной продукции. Обычно в контракте четко прописано, какое ВП МО РФ сопровождает сделку.

Организациями, выполняющие ГОЗ, в которых созданы военные представительства ежемесячно, не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта(Постановление от 19.01.1998 г. N 47). Отчет сдается в формате электронного документа ЕИС ГОЗ. Иные организации представляют отчет по запросу Минобороны. Скачать форму отчета.

Ну вот, дальше все зависит от вас. Выполнять государственный оборонный заказ, это как управлять машиной. Можно по правилам, безопасно. А можно, как придется: тут на красный проехал, тут на встречу выскочил, тут скорость превысил. Несколько раз может и «прокатить». Но рано или поздно удача отвернется. Не хотите рисковать, изучайте специфику ГОЗ глубже.

Типичные ошибки при выполнении ГОЗ 2020. Меры по снижению рисков руководителей и главных бухгалтеров.
: +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Ответственность исполнителя ГОЗ здесь

Все как-то забывают, что существует много льгот предприятиям из числа малого и среднего бизнеса (СМП), в том числе в ГОЗ. А это подавляющее большинство компаний. Кто относится к данной категории бизнеса, где можно получить финансовую поддержку, а также ответы на вопросы, касающиеся закупок:
- кто и в каком объеме должен закупать у СМП;
- льготы в обеспечении заявки;
- льготы в обеспечении исполнения контракта;
- льготы при демпинге;
- льготы при оплате;
- предельный размер штрафов и т.д., можно прочитать здесь.




275 ФЗ

Термины и определения ГОЗ. Общие положения.

Термин Определение Источник
Государственный оборонный заказ Установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Государственный заказчик Федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Головной исполнитель Юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Исполнитель ГОЗ Лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Кооперация головного исполнителя Совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Государственный контракт Договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Контракт Контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 закона 05.04.2013 N 44-ФЗ Статья 3 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ
Контракт жизненного цикла Контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара Статья 3 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ
Идентификатор государственного контракта (ИГК) Уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Продукция с длительным технологическим циклом производства Продукция, длительность производственного цикла изготовления которой в соответствии с технологией ее производства составляет более шести месяцев. Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Единственный поставщик Поставщик российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, включенный в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники, либо определенный в установленном порядке актами Президента РФ или Правительства РФ единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) указанной в этих актах номенклатуры продукции по государственному оборонному заказу, заключивший государственный контракт (контракт) на поставку соответствующей продукции П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Реестр единственных поставщиков Реестр единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем Постановление от 19.09.2013 г. N 826
Военные представительства Министерства обороны Российской Федерации
(ВП МО РФ)
Создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).
В случаях, когда в организациях не создаются военные представительства, Министерство обороны РФ направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций.
П.1,3 Постановление от 11 августа 1995 г. N 804
Отчет об исполнении государственного контракта Отчет об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей ГОЗ составляется по каждому контракту. Отчетным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую государственным заказчиком.
Форма отчета в Постановлении от 19.01.1998 г. N 47
Порядок и сроки в Приказе МО РФ от 08.10.2018 г. №554.
Формат предоставления в Приказе МО РФ от 19.11.2018 г. № 670.
Постановление от 19.01.1998 г. N 47
Нормативно-техническая документация Совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат требования к продукции и процессам, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла изделия (конструкторская, технологическая и программная документация, документы по стандартизации, технические условия, инструкции, наставления, руководства и положения). П.3 Постановления от 11.10.2012 г. № 1036
Жизненный цикл Совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния оборонной продукции (изделий, материалов) от формирования исходных обязательных требований до снятия ее с эксплуатации и списания (окончания применения и (или) хранения) П.3 Постановления от 11.10.2012 г. № 1036
Производство продукции ГОЗ Стадия жизненного цикла оборонной продукции (изделий, материалов), характеризующаяся выполнением совокупности работ по ее промышленному изготовлению П.3 Постановления от 11.10.2012 г. № 1036
Разработка продукции ГОЗ Стадия жизненного цикла военной продукции (изделий, материалов), характеризующаяся выполнением совокупности работ по разработке технической документации, изготовлению и испытанию опытного образца, головного образца или партии опытного образца, корректировке и утверждению документации после их государственных испытаний П.3 Постановления от 11.10.2012 г. № 1036
Разрешение на применение продукции ГОЗ Оценка соответствия оборонной продукции, посредством которой устанавливается соответствие ее обязательным требованиям для применения (использования) на всех стадиях жизненного цикла, и оформление соответствующих документов П.3 Постановления от 11.10.2012 г. № 1036
Уполномоченный банк Банк, выбранный головным исполнителем или определенный в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №275 ФЗ Правительством РФ и созданный в соответствии с законодательством РФ Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Отдельный счет, срециальный счет, спецсчет Счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Банковское сопровождение сопровождаемой сделки Обеспечение уполномоченным банком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 №275 ФЗ, а также договором о банковском сопровождении, заключенным с головным исполнителем, исполнителем, входящими в кооперацию:
а) мониторинга расчетов, в том числе контроля распоряжений о переводе денежных средств, осуществляемого в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 №275 ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными актами Центрального банка РФ, в целях исполнения сопровождаемой сделки с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;
б) передачи федеральному органу в области обороны данных о расчетах по ГОЗ и об участниках таких расчетов, в том числе документов, являющихся основанием для осуществления платежа;
в) предоставления ... информации, касающейся операций по отдельному счету;
г) совершения других действий, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 №275 ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными актами Банка России
Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Казначейское сопровождение Осуществление территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения средств ....., предоставляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся головными исполнителями (исполнителями) в значении, определенном Федеральным законом "О государственном оборонном заказе", при осуществлении расчетов по государственным контрактам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа, а также по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов. п.1 Постановления от 28.12.2018 №1702
Инновационная продукция Критерием отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции является научно-техническая новизна. Данный критерий характеризуется одним из следующих признаков:
- потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики (в отсутствие прямых аналогов);
- выполнение работ, оказание услуг связаны с существенными изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий, которые позволяют улучшить технико-экономические, эргономические, потребительские и иные значимые показатели выполнения работ, оказания услуг;
- продукция является принципиально новой.
п.1 Приказа Министра обороны РФ от 31.01.2020 N 35
Высокотехнологичная продукция Относятся товары, работы, услуги, удовлетворяющие совокупности ниже перечисленных критериев:
1) соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ (перечень критических технологий Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899);
2) высокотехнологичность производства товаров, выполнения работ, оказания услуг:
- товар, работа, услуга изготавливается, выполняется, оказывается организациями высокотехнологичных и наукоемких отраслей;
- товар, работа, услуга изготавливается, выполняется, оказывается с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий;
- товар, работа, услуга изготавливается, выполняется, оказывается с участием высококвалифицированного персонала.
п.2 Приказа Министра обороны РФ от 31.01.2020 N 35
Экономическая эффективность применения инновационной или высокотехнологичной продукции Характеризуется одним из следующих признаков:
1) прогнозируемая совокупная стоимость владения товаром, относимым к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, в заданном периоде эксплуатации товара ниже совокупной стоимости владения товаром в заданном периоде эксплуатации товара, ранее применявшегося заказчиком, либо соответствует уровню, приемлемому для заказчика, если аналогичный товар ранее не применялся заказчиком;
2) применение продукции обеспечивает снижение затрат при сохранении или увеличении военно-экономического (технико-экономического) эффекта относительно затрат на достижение этого эффекта без применения такой продукции.
п.3 Приказа Министра обороны РФ от 31.01.2020 N 35
Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) Чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта) либо их избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.
п.1.3 ТПП РФ от 27.03.2020 N 02в/0241 "О Методических рекомендациях по вопросам выдачи торгово-промышленными палатами заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности"

Типичные ошибки при выполнении ГОЗ 2020. Меры по снижению рисков руководителей и главных бухгалтеров.
: +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.





Термны и определения ГОЗ. Ценообразование.

Термин Определение Источник
Ориентировочная (уточняемая) цена, а так же цена, возмещающая издержки Применяется при заключении гос. контракта, если не имеется достаточных исходных данных для определения фиксированной цены на эту продукцию, в том числе:
а) при поставках продукции с технологическим циклом пр-ва свыше 3 лет;
б) при заключении гос. контракта на поставку продукции на срок более 3 лет;
в) по согласованию с гос. заказчиком при заключении гос. контракта на поставку продукции с технологическим циклом производства менее 3 лет;
г) при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения гос. контракта отсутствуют точные данные по объему работ;
д) в сфере ядерного оружейного комплекса и в области космической деятельности, если у единственного поставщика и гос. заказчика нет данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены, кроме отдельных характеристик, обозначенных в техническом задании и (или) иной нормативно-технической документации, определяющей требования к продукции по государственному оборонному заказу;
е) при заключении гос. контракта на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям разработки новых образцов продукции по ГОЗ и (или) на осуществление поисковых исследований по таким направлениям, если на момент заключения гос. контракта невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ.
П.42 Постановления от 02.12.17 №1465, п. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 №44 ФЗ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Фиксированная цена Определяется в государственном контракте на весь срок его действия и может быть пересмотрена в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ. Фиксированная цена на продукцию устанавливается также на завершающем этапе выполнения гос. контракта, в котором на продукцию установлена ориентировочная (уточняемая) цена.
В случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) или по достижении 80 процентов технической готовности продукции устанавливается фиксированная цена на продукцию.
П.46,46 Постановления от 02.12.17 №1465, п. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 №44 ФЗ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Применение различных видов цен В зависимости от вида цены на продукцию рекомендуется:
    а) устанавливать твердую цену государственного контракта – в случае, если государственным контрактом устанавливается фиксированная цена на продукцию;
    б) указывать ориентировочное значение цены государственного контракта, в том числе предельное ориентировочное значение цены государственного контракта по согласованию между государственным заказчиком и единственным исполнителем, – в случае, если государственным контрактом устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию;
    в) указывать формулу цены и максимальное значение цены государственного контракта – в случае, если государственным контрактом устанавливается цена на продукцию, возмещающая издержки.
Письмо ФАС России от 14.02.2019 № АК/11005-ПР/19
Метод анализа рыночных индикаторов Метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию на уровне, не превышающем цену на эту продукцию, сложившуюся на бирже (биржевой индикатор) либо определенную в соответствии с данными официальной статистической информации. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Метод сравнимой цены Метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию, не превышающей цену на сравнимую продукцию, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (рыночную цену). П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Сравнимая продукция Продукция, идентичная или однородная рассматриваемой, реализация которой осуществлялась в сопоставимых условиях в период, не превышающий 2 лет до даты определения цены на рассматриваемую продукцию, и обладающая потребительскими свойствами, позволяющими заменить рассматриваемую продукцию (с учетом наличия необходимых лицензий у производителей этой продукции), либо продукция, являющаяся взаимозаменяемой по отношению к рассматриваемой в соответствии с законодательством РФ о защите конкуренции П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Затратный метод Метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли), определяемой в соответствии с разделом IV Постановления от 02.12.17 №1465. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Базовая цена Цена на продукцию, определенная затратным методом в условиях базового года и используемая для определения цены на продукцию на очередной год и плановый период с применением метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям затрат. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Базовые затраты Затраты, определенные затратным методом в условиях базового года и используемые для определения цены на продукцию на очередной год и плановый период с применением метода индексации по статьям затрат. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Базовый год Календарный год, в условиях которого рассчитывается базовая цена (базовые затраты). П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Метод индексации базовой цены Метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию на очередной год и плановый период путем индексации сформированной ранее базовой цены с применением соответствующих индексов. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465






Термны и определения ГОЗ. Раздельный учет.

Термин Определение Источник
Раздельный учет
Сопровождение уполномоченным банком
Организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации) , осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 47
Ресурсы государственного контракта Производственные и коммерческие затраты, обязательства (дебиторская и кредиторская задолженности), денежные средства, имущественные права, материальные запасы, основные средства, нематериальные активы и т.п. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 47
Раздельный учет
Казначейское сопровождение
Получатель целевых средств ведет раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств (кредиторская задолженность), а также иных объектов учета по каждому государственному контракту……… в соответствии с учетной политикой, принятой получателем целевых средств в установленном порядке Приказ Минфина России от 25.12.2019 N 255н
Расходы Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 п.16
Расходы Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота.
ст. 252 НК РФ
Себестоимость продукции Совокупность затрат, определяемых в соответствии с установленным для продукции, поставляемой по ГОЗ, порядком определения состава затрат на поставку (включая производство) этой продукции. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Привнесенные затраты Затраты на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования для научных экспериментальных работ, а также работ и услуг сторонних организаций (за исключением командировочных расходов). П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Собственные затраты Разница между себестоимостью продукции и привнесенными затратами. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Калькулирование Способ определения себестоимости (цены) продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов.
Расчетно-калькуляционные материалы (РКМ) Комплект расчетно-калькуляционных материалов, выполненных в виде таблиц с приложением документов, для обоснования цены продукции ГОЗ, а также величины затрат, необходимых для её производства в соответствии с действующим законодательством в сфере ГОЗ. Форма в Приказе ФАС России от 26.08.2019 N 1138/19
Прямые затраты Затраты, включающие:
-материальные затраты;
- затраты на оплату труда основных производственных рабочих, инженерно-технических и других категорий работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции (далее - основные работники);
- страховые взносы на обязательное социальное страхование;
- затраты на подготовку и освоение производства;
- затраты на специальную технологическую оснастку;
-специальные затраты;
-затраты на командировки основных работников;
-прочие прямые затраты;
-затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ;
-затраты по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) сторонними организациями.
П.1 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Материальные затраты Затраты на приобретение материальных ресурсов (за вычетом стоимости возвратных отходов), относящиеся на себестоимость продукции в качестве прямых затрат, исходя из норм и нормативов расхода материальных ресурсов и цен их приобретения, включая наценки (надбавки) и комиссионные вознаграждения. П.13 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Основная заработная плата (ОЗП) Затраты, включающие:
- затраты на оплату труда, начисляемую за выполнение операций по сдельным нормам и расценкам, оплату труда рабочих-повременщиков и других категорий основных работников. Размер этих затрат определяется исходя из трудоемкости и тарифных ставок (окладов) основных работников за выполнение нормы труда (трудовых обязательств), дифференцированных по видам работ и признаку сложности (квалификации) за единицу времени;
- начисления стимулирующего характера, в состав которых включаются премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и иные начисления, предусмотренные системой оплаты труда, применяемой в организации;
- затраты на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в состав которых включаются затраты, связанные с особым режимом работы и условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
- специальные надбавки к заработной плате основных работников при выполнении работ, оказании услуг в командировках на территорию иностранных государств, необходимость которых определена требованиями государственного заказчика (заказчика).
П.14.1 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Дополнительная заработная плата (ДЗП) Начисления за неотработанное время, которые относятся на себестоимость продукции пропорционально основной заработной плате работников организации, непосредственно участвующих в поставке продукции. П.14.2 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Нормирование труда Нормирование труда представляет собой составную часть (функцию) управления производством и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда. Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве, утв. постановлением Госкомтруда СССР от 19 июня 1986 г. № 226/П-6
Затраты на подготовку и освоение производства Включаются затраты на подготовку и освоение новых видов продукции и пусковые затраты. П.16 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Затраты на специальную технологическую оснастку Затраты на изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения, к которой относится специальный инструмент и специальные приспособления - технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретной продукции. П.17 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Специальные затраты Pатраты на проведение испытаний, изготовление технической документации, устранение конструктивных недостатков, добровольное страхование, прочие работы. П.18 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Общепроизводственные затраты (ОПР) Затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства. П.19 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Общехозяйственные затраты (ОХР) Затраты, связанные с управлением деятельностью организации в целом. П.20 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Коммерческие (внепроизводственные) затраты Затраты, связанные с подготовкой продукции к транспортировке в соответствии с технической документацией и условиями поставки. П.25 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Административно-управленческие расходы Расходы, связанные с управлением деятельностью организации в целом, в случае если учетной политикой организации данные затраты признаются расходами отчетного периода, в котором они возникли, и предусмотрено отнесение указанных затрат на финансовый результат государственного контракта (контракта). П.27 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Материально-производственные запасы К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
предназначенные для продажи;
используемые для управленческих нужд организации.
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенные для продажи.
П.2 Приказ Минфина РФ от 09.06.01 г. N 44н "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01"
Запас необходимый для изготовления продукции с длительным технологическим циклом В состав запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, включаются следующие виды материальных ценностей:
готовая продукция, предназначенная для поставок по государственному оборонному заказу, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченной обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям контракта;
продукция частичной готовности (продукция незавершённого производства), не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия, которые не укомплектованы и не прошли испытаний и технической приёмки;
материальные ресурсы, используемые в качестве сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий при производстве продукции.
В состав фактических расходов, связанных с формированием запаса, включаются затраты, понесенные исполнителем за счет собственных средств, сформированные в соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения…
П.5 Приказа Минпромторга РФ от 13.02.2017 г. N 401
Финансовый результат Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 47. П.4 Постановления от 19 января 1998 г. N 47.
Основные (базовые) экономические показатели и нормативы (ОЭП, БЭП) Нормативы, согласованные с аккредитованным военным представительством, УВЭА и ДАГК МО РФ, включающие:
– средний размер заработной платы (стоимость нормо-часа) основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей) (ОЗП);
– норматив дополнительной заработной платы (ДЗП);
- норматив страховых взносов;
– норматив транспортно-заготовительных расходов (ТЗР);
– норматив общепроизводственных расходов (ОПР);
– норматив общехозяйственных расходов (ОХР);
- порядок списания и нормативы отдельных статей затрат;
- норматив прибыли.
Первичные документы Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащей обязательные реквизиты и утверждены в учетной политике предприятия его руководителем по представлению главного бухгалтера. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ часть 4 статьи 9
График документооборота 5.1. Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируется графиком.
5.4. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
"Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете" утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105