275 ФЗ для чайников, или коротко о государственном оборонном заказе. Основные термины и определения ГОЗ.


Человеку, впервые столкнувшемуся с государственным оборонным заказом, трудно составить собственное понимание об этой области рынка госзаказа. Причина этому проста – незнание терминов. А между тем, понятия, применяемые в гособоронзаказе, очень специфические.

Итак, государственный оборонный заказ (коротко ГОЗ) – это задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Нормативные документы ГОЗ. Федеральные: Бюджетный и Гражданский кодексы, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, стандарты.
Ведомственные (Минобороны, МЧС, Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, Центробанк, Федеральное казначейство, ФАС): указания, приказы, положения, инструкции.

Список основных нормативных документов гособоронзаказа с комментариями здесь.

Но основной документ, регулирующий отношения гособоронзаказа – Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ (далее - 275 ФЗ).

275 ФЗ

На что обратить внимание при изучении закона прежде всего.

Во-первых, статья 3 «Основные понятия». Связываем между собой в стройную цепочку вопросы:

    1. Кто является исполнителем гособоронзаказа? Это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
    2. Кто такой головной исполнитель? Это юридическое лицо, заключившее с государственным заказчиком (Минобороны, Минпромторг и т.д.) государственный контракт по государственному оборонному заказу.
    3. Что такое кооперация головного исполнителя? Это совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по ГОЗ в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
    4. Что значит сопровождаемая сделка? Это государственный контракт и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию. Любые расчеты в рамках сопровождаемых сделок между государственными заказчиками, головными исполнителями, исполнителями с участием уполномоченных банков. Перечень уполномоченных банков ограничен.
    Факт использования в расчетах отдельного счета не является основным критерием отнесения (не отнесения) предприятия к исполнителям ГОЗ.

Во-вторых, статья 8 "Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя."
Исполнитель:

    1) обеспечивает соответствие поставок продукции требованиям контракта;
    1.1) включает положения типовых условий, утв. Постановлением № 1658 от 19.09.2022, в контракты, заключаемые с другими исполнителями (210-ФЗ от 28.06.22). Как составить договор здесь.;
    2) заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
    3) уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости открытия для каждого контракта отдельного счета в уполномоченном банке;
    4) включает идентификатор государственного контракта (ИГК) в контракты с другими исполнителями;
    5) соблюдает режим использования отдельного счета;
    6) определяет в контрактах с другими исполнителями обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета;
    7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета;
    8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, исполнителя, уполномоченного банка, в течение пяти рабочих дней со дня получения информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП) и т.д.;
    9) указывает в распоряжении идентификатор государственного контракта (ИГК), если иное не установлено законом 275 ФЗ;
    10) обеспечивает информацию, необходимую для осуществления контроля распоряжений;
    11) предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;
    12) принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях ГОЗ;
    13) организует и проводит испытания опытных и серийных образцов материалов и комплектующих;
    14) обеспечивает качество товаров, работ, услуг ;
    15) обеспечивает возможность осуществления контроля за исполнением контракта;
    16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту;

С раздельным учетом сложиласть совсем нетривиальная ситуация:
- раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (ГОС);
- есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении;
- раздельный учет ГОЗ и ГОС существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат) Подробнее здесь.

    17) представляет по запросу головного исполнителя не только информацию о затратах по исполненным контрактам, но и предложение о цене, в том числе обосновывающие документы ( т.е. РКМ ), а также информацию, необходимую для изменения цены гос. контракта, включая обоснование ее изменения (172-ФЗ от 11.06.22), как оформить предложение о цене здесь ;

Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу. О том, как обосновать затраты здесь.

    18) представляет в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета;
    19) исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.


Головной исполнитель (дополнительно к обязанностям исполнителя):

    1) Включает положения типовых условий, утв. Постановлением 1275 от 26.12.2013, в госконтракт, заключаемый с госзаказчиком (210-ФЗ от 28.06.22).
    2) Определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по ГОЗ, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования. До заключения государственного контракта раскрывает информацию о его кооперации;
    3) Выбирает уполномоченный банк.
    4) Обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком контроля за соответствием качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, требованиям законодательства РФ, нормативных и иных актов гос. заказчика, условиям государственного контракта.
    5) Представляет по запросу гос. заказчика предложение о цене на продукцию ГОЗ, информацию о затратах по исполненным контрактам, а также информацию, необходимую для изменения цены гос. контракта. В случае увеличения цены представляет также перечень мер, направленных на сокращение издержек. Как составить РКМ здесь.

    В случае прекращения поставок продукции по государственному оборонному заказу на очередной год и на плановый период головной исполнитель не вправе ликвидировать или перепрофилировать без согласования с государственным заказчиком производственные мощности, обеспечивающие поставки такой продукции.

Практические рекомендации по составлению и выполнению контракта ГОЗ 2022.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

В-третьих, если заказчиком является Министерство обороны, Минпромторг или ГК "Роскосмос", исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке. Минпромторг так же начал перевод расчетов в уполномоченный банк, нюансы здесь. Изучаем 275 ФЗ: статья 8.3 "Режим использования отдельного счета",статья 8.4 "Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается".

Согласно закону от 30.04.2021 N 133-ФЗ, требования статьи 8.3:
- заключать договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
- уведомлять (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении;
- включать ИГК в контракты, заключаемые с другими исполнителями;
- определять в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;
- использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета
- информировать исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа;
не применяются при расчетах в отношении поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по ценам (тарифам), подлежащим госрегулированию, оплате расходов на электрическую энергию и некоторых иных случаях при оплате в рамках 3 (5) млн. рублей.

    Подробнее о том, как работать с уполномоченным банком здесь.

Остальные контракты ГОЗ сопровождает Федеральное казначейство (ТОФК). Исключение - СВР России, ФСО России и ГК "Росатом". В 275 ФЗ о работе с лицевым счетом в казначействе информации нет. Руководствоваться надо Бюджетным кодексом (БК РФ), отдельными постановлениями Правительства РФ,письмами и инструкциями Федерального казначейства.

    Чем отличается казначейское сопровождение ГОЗ от банковского здесь.
    Какие контракты попадают под казначейское сопровождение здесь.
    Правила казначейского сопровождения 2022 здесь.
    Как открыть казначейский счет, проводить платежи здесь.

В-четвертых, статья 10 "Методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу". Размер прибыли зависит от номенклатуры поставляемой продукции и способа закупки (последние изменения здесь.). Размещение ГОЗ возможно как на конкурсной основе в соответствии Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 №223 ФЗ, так и у единственного поставщика. Виды цен и методы ценообразования ГОЗ приведены в Постановлении от 02.12.2017 N 1465.

Статья 8 п.3. Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:
1) на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);
2) на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;
3) на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

В-пятых, контракт ГОЗ может быть с военной приемкой и без нее. Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением от 11.08.1995 N 804. Военные представительства осуществляют контроль качества и приемку военной продукции на предприятиях, а также выдают заключения о цене оборонной продукции. Обычно в контракте четко прописано, какое ВП МО РФ сопровождает сделку.

Организациями, выполняющие ГОЗ, в которых созданы военные представительства ежемесячно, не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. N 47). Отчет сдается в формате электронного документа ЕИС ГОЗ. Иные организации представляют отчет по запросу Минобороны. Скачать форму отчета.

Постановлением N 1464 от 19.08.2022 действие Положения о военных представительствах МО РФ распространено на представительства заказчика МВД РФ.

В-шестых, сделка, совершенная с нарушением требований законодательства в сфере ГОЗ или контрактной системы в сфере закупок, в том числе государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями, может быть признана недействительной. Закон от 01.07.2021 N 282-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 АПК РФ".

В-седьмых, сведения о поставщике, заказчике, ИГК, предмете государственного контракта (договора), номенклатуре и т.д. могут быть признаны служебной тайной (перечень в Приказе Минобороны №22 от 17.01.2022 г.). Как работать с такой информацией здесь.


Ну вот, дальше все зависит от вас. Выполнять государственный оборонный заказ, это как управлять машиной. Можно по правилам, безопасно. А можно, как придется: тут на красный проехал, тут на встречу выскочил, тут скорость превысил. Несколько раз может и «прокатить». Но рано или поздно удача отвернется. Не хотите рисковать, изучайте специфику ГОЗ глубже.

Типичные ошибки при выполнении ГОЗ 2022. Меры по снижению рисков руководителей и главных бухгалтеров.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Существует административная и даже уголовная ответственность за нарушение законодательства ГОЗ. Ответственными по уголовным статьям признаются лица, выполняющие управленческие функции в организации.

Подробно об ответственности исполнителя ГОЗ здесь




275 ФЗ

Термины и определения ГОЗ. Общие положения.

Термин Определение Источник
Государственный оборонный заказ Установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Государственный заказчик Федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Головной исполнитель Юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Исполнитель ГОЗ Лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Кооперация головного исполнителя Совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Государственный контракт Договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Контракт Контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 закона 05.04.2013 N 44-ФЗ Статья 3 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ
Контракт жизненного цикла Контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара Статья 3 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ
Идентификатор государственного контракта (ИГК) Уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Продукция с длительным технологическим циклом производства Продукция, длительность производственного цикла изготовления которой в соответствии с технологией ее производства составляет более шести месяцев. Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Единственный поставщик Поставщик продукции по государственному оборонному заказу, закупка у которого осуществляется в соответствии с пунктами 2, 7 или 56 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465 (в редакции ПП 935 от 21.05.22)
Реестр единственных поставщиков Реестр единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем Постановление от 19.09.2013 г. N 826
Отчет об исполнении государственного контракта Отчет об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей ГОЗ составляется по каждому контракту. Отчетным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую государственным заказчиком.
Форма отчета в Постановлении от 19.01.1998 г. N 47
Порядок и сроки в Приказе МО РФ от 08.10.2018 г. №554.
Формат предоставления в Приказе МО РФ от 19.11.2018 г. № 670.
Постановление от 19.01.1998 г. N 47
Нормативно-техническая документация Совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат требования к продукции и процессам, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла изделия (конструкторская, технологическая и программная документация, документы по стандартизации, технические условия, инструкции, наставления, руководства и положения). П.3 Постановления от 11.10.2012 г. № 1036
Жизненный цикл Совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния оборонной продукции (изделий, материалов) от формирования исходных обязательных требований до снятия ее с эксплуатации и списания (окончания применения и (или) хранения) П.3 Постановления от 11.10.2012 г. № 1036
Производство продукции ГОЗ Стадия жизненного цикла оборонной продукции (изделий, материалов), характеризующаяся выполнением совокупности работ по ее промышленному изготовлению П.3 Постановления от 11.10.2012 г. № 1036
Разработка продукции ГОЗ Стадия жизненного цикла военной продукции (изделий, материалов), характеризующаяся выполнением совокупности работ по разработке технической документации, изготовлению и испытанию опытного образца, головного образца или партии опытного образца, корректировке и утверждению документации после их государственных испытаний П.3 Постановления от 11.10.2012 г. № 1036
Разрешение на применение продукции ГОЗ Оценка соответствия оборонной продукции, посредством которой устанавливается соответствие ее обязательным требованиям для применения (использования) на всех стадиях жизненного цикла, и оформление соответствующих документов П.3 Постановления от 11.10.2012 г. № 1036
Уполномоченный банк Банк, выбранный головным исполнителем или определенный в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №275 ФЗ Правительством РФ и созданный в соответствии с законодательством РФ Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Отдельный счет, срециальный счет, спецсчет Счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Банковское сопровождение сопровождаемой сделки Обеспечение уполномоченным банком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 №275 ФЗ, а также договором о банковском сопровождении...:
а) мониторинга расчетов...;
б) передачи федеральному органу в области обороны данных о расчетах по ГОЗ и об участниках таких расчетов, в том числе документов, являющихся основанием для осуществления платежа;
в) предоставления ... информации, касающейся операций по отдельному счету;
г) совершения других действий...
Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Казначейское сопровождение Проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения Статья 6 Бюджетного кодекса РФ
Казначейское обеспечение обязательств Документ (не являющийся ценной бумагой), который выдается для подтверждения обязанности Федерального казначейства обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств в пределах суммы, необходимой для оплаты указанных обязательств ...... Статья 242.22 Бюджетного кодекса РФ
Казначейский счет получателя средств из бюджета Получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта ... Статья 242.14, 6 Бюджетного кодекса РФ
Казначейский счет участника казначейского сопровождения Участник казначейского сопровождения - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со статьями 242.25 БК РФ (средства, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета) и 242.26 БК РФ (средства, источником финансового обеспечения которых являются средства из бюджета субъекта РФ (местного бюджета), использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств Статья 242.14, 6 Бюджетного кодекса РФ
Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей Деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей Статья 6 Бюджетного кодекса РФ
Существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции Обстоятельства, при наступлении которых происходит изменение себестоимости продукции в текущем году по сравнению с себестоимостью в базовом году более чем на 5 % и при этом плановая рентабельность (прибыль) в случае увеличения в текущем году себестоимости продукции снижается до уровня ниже 10 % плановых собственных затрат головного исполнителя (исполнителя) на поставку (включая производство) этой продукции, а для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 % и более, - менее 5 процентов себестоимости продукции, в результате действия одного или нескольких перечисленных факторов. п.2 Постановления от 02.12.17 №1465 (в редакции ПП от 23.08.2021 N 1388)
Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых. п.1.3 ТПП РФ от 27.03.2020 N 02в/0241 "О Методических рекомендациях по вопросам выдачи ТПП заключений об обстоятельствах непреодолимой силы ..."

Типичные ошибки при выполнении ГОЗ 2022. Меры по снижению рисков руководителей и главных бухгалтеров.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.





Термны и определения ГОЗ. Ценообразование.

Термин Определение Источник
Ориентировочная (уточняемая) цена, а так же цена, возмещающая издержки Применяется при заключении гос. контракта, если не имеется достаточных исходных данных для определения фиксированной цены на эту продукцию, в том числе:
а) при поставках продукции с технологическим циклом пр-ва свыше 3 лет;
б) при заключении гос. контракта на поставку продукции на срок более 3 лет;
в) по согласованию с гос. заказчиком при заключении гос. контракта на поставку продукции с технологическим циклом производства менее 3 лет;
г) при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения гос. контракта отсутствуют точные данные по объему работ;
д) в сфере ядерного оружейного комплекса и в области космической деятельности, если у единственного поставщика и гос. заказчика нет данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены, кроме отдельных характеристик, обозначенных в техническом задании и (или) иной нормативно-технической документации, определяющей требования к продукции по государственному оборонному заказу;
е) при заключении гос. контракта на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям разработки новых образцов продукции по ГОЗ и (или) на осуществление поисковых исследований по таким направлениям, если на момент заключения гос. контракта невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ.
П.42 Постановления от 02.12.17 №1465, п. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 №44 ФЗ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Фиксированная цена Определяется в государственном контракте на весь срок его действия и может быть пересмотрена в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ. Фиксированная цена на продукцию устанавливается также на завершающем этапе выполнения гос. контракта, в котором на продукцию установлена ориентировочная (уточняемая) цена.
В случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) или по достижении 80 процентов технической готовности продукции устанавливается фиксированная цена на продукцию.
П.46,46 Постановления от 02.12.17 №1465, п. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 №44 ФЗ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Прогнозная цена Расчетное значение цены за единицу продукции, которое определяется в порядке, установленном разделом V ПП 1465, и применяется при формировании проекта государственного оборонного заказа на очередной год и плановый период, при определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465 (в редакции ПП 935 от 21.05.22)
Метод анализа рыночных индикаторов Метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию на уровне, не превышающем цену на эту продукцию, сложившуюся на бирже (биржевой индикатор) либо определенную в соответствии с данными официальной статистической информации. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Метод сравнимой цены Метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию, не превышающей цену на сравнимую продукцию, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (рыночную цену). П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Сравнимая продукция Продукция, идентичная или однородная рассматриваемой, реализация которой осуществлялась в сопоставимых условиях в период, не превышающий 2 лет до даты определения цены на рассматриваемую продукцию, и обладающая потребительскими свойствами, позволяющими заменить рассматриваемую продукцию (с учетом наличия необходимых лицензий у производителей этой продукции), либо продукция, являющаяся взаимозаменяемой по отношению к рассматриваемой в соответствии с законодательством РФ о защите конкуренции П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Затратный метод Метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли), определяемой в соответствии с разделом IV Постановления от 02.12.17 №1465. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Базовая цена Фиксированная цена на продукцию, определенная затратным методом в соответствии с Положением №1465 в условиях базового года и используемая для определения цены на продукцию на очередной год и плановый период с применением метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям базовых затрат П.2 Постановления от 02.12.17 №1465(в редакции ПП от 23.08.2021 N 1388)
Базовые затраты Затраты, определенные затратным методом в условиях базового года и используемые для определения цены на продукцию на очередной год и плановый период с применением метода индексации по статьям базовых затрат. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465 (в редакции ПП от 23.08.2021 N 1388)
Базовый год Календарный год, в условиях которого рассчитывается базовая цена (базовые затраты). П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Метод индексации базовой цены Метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию на очередной год и плановый период путем индексации сформированной ранее базовой цены с применением соответствующих индексов. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Метод индексации по статьям базовых затрат Метод определения цены на продукцию с длительным (3 года и более) циклом производства, заключающийся в установлении цены на продукцию на очередной год и плановый период в виде суммы величин базовых затрат по отдельным статьям в составе собственных и привнесенных затрат, определяемых путем индексации с применением соответствующих индексов, и размера прибыли, определяемого в соответствии с ПП 1465 П.2 Постановления от 02.12.17 №1465 (в редакции ПП от 23.08.2021 N 1388)
Обоснованные экономические показатели и нормативы Документально подтвержденные и экономически обоснованные показатели организации, применяемые для отнесения отдельных затрат на себестоимость продукции и рассчитываемые применительно к каждому календарному году поставки (включая производство) продукции с учетом фактически достигнутых показателей организации за отчетный период и расчетных значений планового периода. В случае если организация осуществляет поставку научно-технической продукции и иной продукции, обоснованные экономические показатели и нормативы организации формируются отдельно по научно-технической продукции и по иной продукции. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465 (в редакции Постановления от 16.03.2021 №390).






Термны и определения ГОЗ. Раздельный учет.

Термин Определение Источник
Раздельный учет
Сопровождение уполномоченным банком
Организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации) , осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 47
Ресурсы государственного контракта Производственные и коммерческие затраты, обязательства (дебиторская и кредиторская задолженности), денежные средства, имущественные права, материальные запасы, основные средства, нематериальные активы и т.п. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 47
Раздельный учет
Казначейское сопровождение
Участник казначейского сопровождения ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по Договору в соответствии с учетной политикой.... Приказ Минфина России от 10.12.2021 N 210н
Расходы Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 п.16
Расходы Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота.
ст. 252 НК РФ
Себестоимость продукции Совокупность затрат, определяемых в соответствии с установленным для продукции, поставляемой по ГОЗ, порядком определения состава затрат на поставку (включая производство) этой продукции. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Привнесенные затраты
(с 01.01.2022 г.)
Затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ, услуг, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат. К привнесенным затратам не относятся командировочные расходы. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465 (в редакции ПП от 23.08.2021 N 1388)
Собственные затраты Разница между себестоимостью продукции и привнесенными затратами. П.2 Постановления от 02.12.17 №1465
Калькулирование Способ определения себестоимости (цены) продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов.
Расчетно-калькуляционные материалы (РКМ) Комплект расчетно-калькуляционных материалов, выполненных в виде таблиц с приложением документов, для обоснования цены продукции ГОЗ, а также величины затрат, необходимых для её производства в соответствии с действующим законодательством в сфере ГОЗ. Форма в Приказе ФАС России от 26.08.2019 N 1138/19
Прямые затраты Затраты, включающие:
-материальные затраты;
- затраты на оплату труда основных производственных рабочих, инженерно-технических и других категорий работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции (далее - основные работники);
- страховые взносы на обязательное социальное страхование;
- затраты на подготовку и освоение производства;
- затраты на специальную технологическую оснастку;
-специальные затраты;
-затраты на командировки основных работников;
-прочие прямые затраты;
-затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ;
-затраты по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) сторонними организациями.
П.1 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Материальные затраты Затраты на приобретение материальных ресурсов (за вычетом стоимости возвратных отходов), относящиеся на себестоимость продукции в качестве прямых затрат, исходя из норм и нормативов расхода материальных ресурсов и цен их приобретения, включая наценки (надбавки) и комиссионные вознаграждения. П.13 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Основная заработная плата (ОЗП) Затраты, включающие:
- затраты на оплату труда, начисляемую за выполнение операций по сдельным нормам и расценкам, оплату труда рабочих-повременщиков и других категорий основных работников. Размер этих затрат определяется исходя из трудоемкости и тарифных ставок (окладов) основных работников за выполнение нормы труда (трудовых обязательств), дифференцированных по видам работ и признаку сложности (квалификации) за единицу времени;
- начисления стимулирующего характера, в состав которых включаются премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и иные начисления, предусмотренные системой оплаты труда, применяемой в организации;
- затраты на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в состав которых включаются затраты, связанные с особым режимом работы и условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
- специальные надбавки к заработной плате основных работников при выполнении работ, оказании услуг в командировках на территорию иностранных государств, необходимость которых определена требованиями государственного заказчика (заказчика).
П.14.1 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Дополнительная заработная плата (ДЗП) Начисления за неотработанное время, которые относятся на себестоимость продукции пропорционально основной заработной плате работников организации, непосредственно участвующих в поставке продукции. П.14.2 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Нормирование труда Нормирование труда представляет собой составную часть (функцию) управления производством и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда. Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве, утв. постановлением Госкомтруда СССР от 19 июня 1986 г. № 226/П-6
Затраты на подготовку и освоение производства Включаются затраты на подготовку и освоение новых видов продукции и пусковые затраты. П.16 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Затраты на специальную технологическую оснастку Затраты на изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения, к которой относится специальный инструмент и специальные приспособления - технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретной продукции. П.17 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Специальные затраты Pатраты на проведение испытаний, изготовление технической документации, устранение конструктивных недостатков, добровольное страхование, прочие работы. П.18 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Общепроизводственные затраты (ОПР) Затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства. П.19 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Общехозяйственные затраты (ОХР) Затраты, связанные с управлением деятельностью организации в целом. П.20 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Коммерческие (внепроизводственные) затраты Затраты, связанные с подготовкой продукции к транспортировке в соответствии с технической документацией и условиями поставки. П.25 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Административно-управленческие расходы Расходы, связанные с управлением деятельностью организации в целом, в случае если учетной политикой организации данные затраты признаются расходами отчетного периода, в котором они возникли, и предусмотрено отнесение указанных затрат на финансовый результат государственного контракта (контракта). П.27 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334
Запасы Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев. Запасами, в частности, являются:
а)сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты;
б)инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка...тара и другие аналогичные объекты;
в)готовая продукция;
г)товары,...предназначенные для продажи;
д)готовая продукция, товары, переданные другим лицам в связи с продажей до момента признания выручки от их продажи;
е)незавершенное производство;
ж)объекты недвижимого имущества...для продажи;
з)объекты интеллектуальной собственности...для продажи.
П.3 ФСБУ 5/2019
Запас необходимый для изготовления продукции с длительным технологическим циклом В состав запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, включаются следующие виды материальных ценностей:
готовая продукция...;
продукция частичной готовности (продукция незавершённого производства)...;
материальные ресурсы, используемые в качестве сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий при производстве продукции.
В состав фактических расходов, связанных с формированием запаса, включаются затраты, понесенные исполнителем за счет собственных средств, сформированные в соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения
П.5 Приказа Минпромторга РФ от 13.02.2017 г. N 401
Финансовый результат Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 47. П.4 Постановления от 19 января 1998 г. N 47.
Основные (базовые) экономические показатели и нормативы (ОЭП, БЭП) Нормативы, согласованные с аккредитованным военным представительством, УВЭА и ДАГК МО РФ, включающие:
– средний размер заработной платы (стоимость нормо-часа) основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей) (ОЗП);
– норматив дополнительной заработной платы (ДЗП);
- норматив страховых взносов;
– норматив транспортно-заготовительных расходов (ТЗР);
– норматив общепроизводственных расходов (ОПР);
– норматив общехозяйственных расходов (ОХР);
- порядок списания и нормативы отдельных статей затрат;
- норматив прибыли.
Первичные документы Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащей обязательные реквизиты и утверждены в учетной политике предприятия его руководителем по представлению главного бухгалтера. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ часть 4 статьи 9
График документооборота 5.1. Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируется графиком.
5.4. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
"Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете" утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105