"Специальные меры в сфере экономики" и "Специальные экономические меры"- это не одно и то же. К специальным экономическим мерам относится запрет на совершение финансовых операций, участие в части программ экономической, технической помощи, а также военно-технического сотрудничества в отношении блокируемых лиц (юр. лиц, доля участия в которых иностранных юридических или физических лиц более чем 50 %), № 422-ФЗ от 04.08.2023. Специальные меры в сфере экономики направлены на мобилизацию общества в целях СВО.
Постановление Правительства РФ от 08.12.2022 N 2257
Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 N 1745
"О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616"
Исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления и их казенные учреждения, а также учреждения и унитарные предприятия имеют право осуществлять закупки, в частности: беспилотных летательных аппаратов, средств радиосвязи, электроники, приборов ночного видения, тепловизионных биноклей и прицелов, лазерных и иных систем наведения, автотранспорта обмундирования, туристического снаряжения, лекарственных препаратов, обработанных и необработанных лесоматериалов и т.д. и (или) передавать в федеральную собственность. Данные закупки осуществляются на основании заявок Минобороны, но считаются закупками для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд.
Федеральный закон от 14.07.2022 N 272-ФЗ
Правительством РФ могут приниматься специальные меры в сфере экономики, в том числе:
1) проведение различных мероприятий;
Федеральным законом от 14.07.2022 N 273-ФЗ откорректирован Трудовой кодекс РФ. Прописана возможность устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях. Подробнее здесь.
При этом юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказываться от заключения контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 01.08.2022 N 1365
Особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях ОПК, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, включенных в специальный перечень. Перечень утверждается Минпромторгом по согласованию с Минобороны, ГК "Росатом" и ГК "Роскосмос". В частности допускается:
Привлечение работников к сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в отношении следующих категорий работников:
Работники указанных категорий должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни.
Особенности трудовых отношений не распространяются на работников, привлечение которых к сверхурочным работам и работе в выходные и нерабочие праздничные дни запрещено законодательством Российской Федерации.
Работодателям рекомендовано:
Приказ Минпромторга России N 3750, Минтруда России N 508 от 02.09.2022
Об утверждении методических рекомендаций по порядку применения Постановления от 1 августа 2022 г. N 1365 "Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах"
1. Особенности рекомендуется осуществлять на основе локального нормативного акта работодателя (приказа или распоряжения), включающего:
1) перечень работников, на которых распространяется особое регулирование трудовых отношений;
2) дату начала действия;
3) период действия;
4) другие положения, не противоречащие ТК РФ с учетом особенностей:
Оплата не менее чем в двойном размере включает оклад (должностной оклад) и все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для работников системой оплаты труда.
5)Внести в локальные нормативные акты изменения, направленные на осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих:
В данном комплексе мероприятий рекомендуется:
6)При необходимости принимать меры по комплектованию штатов рабочими и специалистами необходимой квалификации, повышению квалификации, переобучению работников, в том числе во взаимодействии со службами занятости населения соответствующих субъектов РФ.
Приказ Минтруда России от 02.11.2022 N 704
"Об утверждении методических рекомендаций по организации обеспечения кадровой потребности предприятий отдельных приоритетных отраслей"
Подходы и рекомендации по обеспечению потребности предприятий ОПК в кадрах, в частности:
В зависимости от ограничений, накладываемых необходимостью сохранения государственной тайны, информация о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей может быть размещена предприятием ОПКП на ЕЦП следующими путями:
1) самостоятельно (если предприятие или филиал авторизованы на ЕЦП);
2) через головную организацию (в рамках собственных регламентов взаимодействия);
3) самостоятельно через личный кабинет работодателя - филиала ЦЗН (для предприятий, обладающих особым статусом).
В целях авторизации на ЕЦП необходимо пройти процедуры регистрации. Регистрация происходит с помощью учетной записи портала "Госуслуги" (учетная запись ЕСИА) или непосредственно на портале "Работа в России" (портальная часть ЕЦП размещена по адресу: https://trudvsem.ru).
Органы службы занятости назначают персонального менеджера для взаимодействия с конкретными предприятиями ОПКП.
Перечень предложений подходящей работы (вакансий) в автоматизированном режиме приоритизируется для предложения вакансии предприятий ОПКП в первую очередь.
Кандидатам, изъявившим готовность на переезд в другой регион в целях работы на предприятии ОПКП, в приоритетном порядке предоставляется гос.услуга по содействию безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Обеспечивается заключение соглашения с образовательной организацией для обучения кандидатов в соответствии с утвержденным перечнем востребованных профессий предприятий.
Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2022 N 952-р
"О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.06.2015 N 1247-р"
В перечень включены новые позиции, также некоторые позиции изложены в новой редакции.
Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Не подлежат размещению в ЕИС информация о закупках товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, информация о закупке, осуществляемой в рамках выполнения ГОЗ в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также информация о заключении и об исполнении договоров, заключенных по результатам осуществления таких закупок.
Определение и обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с использованием иностранной валюты не допускается, за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства.
Максимальный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта сокращен до 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2022 N 559-р
"О заключении в 2022 году государственного контракта по государственному оборонному заказу с единственным поставщиком на поставку продукции"
В 2022 году государственный контракт по государственному оборонному заказу с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) разрешается заключать по цене, не превышающей показатели государственного оборонного заказа, при условии определения цены на продукцию в соответствии с Положением от 2 декабря 2017 г. N 1465 в течение 6 месяцев со дня заключения такого государственного контракта.
Письмо Минфина России от 14.03.2022 N 24-03-08/18813 (дополнено Письмом от 18.04.2022 N 24-01-09/34211)
"О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. N 301"
Заказчики, указанные в Постановлении N 301, закупают:
- либо путем проведения закрытых конкурентных закупок, в том числе в электронной форме;
- либо путем проведения неконкурентных закупок, при которых информация о закупке не размещается в ЕИС.
Постановление N 301 применяется в отношении всех закупок, в том числе находящихся на этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 N 301
"Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры"
Если в отношении заказчика, осуществляющего закупку, введены санкции или иные меры ограничительного характера, сведения о закупке товаров, работ, услуг, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) могут не размещаться в ЕИС.
Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 N 417
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Не исполнивших свои обязательства поставщиков по государственным контрактам теперь не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами.
К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Максимальный срок оплаты услуг представителей малого и среднего бизнеса по заключенным с заказчиками договорам сокращен с 15 до 7 рабочих дней.
Федеральный закон от 06.03.2022 N 37-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 264 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Расходы по стандартизации оборонной продукции включены в перечень расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых в целях налогообложения.
Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2022 N 408-р
"О заключении в 2022 году государственного контракта по государственному оборонному заказу с единственным поставщиком на поставку продукции, по цене, подлежащей регистрации"
В 2022 году заключение государственного контракта ГОЗ с единственным поставщиком на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации, по решению гос. заказчика может осуществляться по ориентировочной (уточняемой) цене, не превышающей показатели государственного оборонного заказа, без регистрации в ФАС России.
Алгоритм выполнения ГОЗ
Письмо ФАС России от 17.03.2022 N МШ/22107/22
"О применении положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в связи с принятием Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
При наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами. ФАС России рекомендует предусмотреть в актах об осуществлении закупки для нужд субъекта РФ у единственного поставщика положения, аналогичные нормам, Постановления от 10.03.2022 N 339 от 10.03.2022, в том числе в части направления уведомления о заключении контрактов, заключенных на основании указанных актов, в территориальный орган ФАС России.
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 339
"О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления"
По 31 декабря 2022 г. включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно актом Правительства РФ, субъекта РФ, муниципальным правовым актом.