В каком случае казначейство приостановит операции и открытие счета

Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей 2022


Данный документ надо рассматривать в совокупности со ст. 242.13-1 Бюджетного кодекса (БК РФ), Приказом Минфина № 203н от 01.12.2021г. (см. ниже). В 2022 году ТОФК при открытии лицевых счетов и проведении операций проводит бюджетный мониторинг. Но не во всех случаях. Есть исключения (п.11 ст.5 закона 390 ФЗ от 06.12.2021):

    - авансовые платежи по госконтрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением гособоронзаказа), заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более и авансовые платежи кооперации по эти контактам;
    - расчеты по госконтрактам, заключаемым в соответствии с п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ;
    - расчеты по госконтрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа;
    - средства, получаемые юридическими лицами и ИП, в случаях, установленных Правительством РФ;
    - расчеты по госконтрактам, заключаемым в соответствии с п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта РФ, а также расчеты по договорам, заключаемым в целях исполнения указанных госконтрактов.

Подробнее от том, в отношении каких контрактов в 2023 году проводится казначейское сопровождение здесь.

Что включает в себя бюджетный мониторинг?

Во-первых, казначейство проверяет участника казначейского сопровождения на предмет:

    а) наличия информации в перечне организаций и физ. лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
    б) наличия решения МКО, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (115 ФЗ от 07.08.2001г.);
    в) нахождения юр. лица под контролем юридического или физического лица, имеющего признаки, перечисленные в пунктах «а» и «б»;
    г) регистрации на территории государства, включенного в утверждаемый Минфином перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
    д) наличия информации о единоличном исполнительном органе юр. лица в реестре дисквалифицированных лиц;
    е) наличия информации о банкротстве.

По результатам проверки ТОФК применяет следующие меры:

    1) отказ в открытии лицевого счета (за исключением поставщика, подрядчика, исполнителя) при наличии информации, указанной в пп. «а», «б», «в», «г»;
    2) приостановление открытия лицевого счета (за исключением поставщика, подрядчика, исполнителя) при наличии информации, указанной в пп. «д», «е»;
    3) запрет осуществления операций на лицевом счете (за исключением поставщика, подрядчика, исполнителя) при наличии информации, указанной в пп. «а», «б», «в»;
    4) отказ в осуществлении операций на лицевом счете, если участник казначейского сопровождения перечисляет денежные средства юридическому лицу, ИП, физическому лицу, в отношении которого имеется информация, указанная в пп. «а», «б», «в».

ТОФК при получении информации об устранении оснований пп "a"-"e", повлекших применение соответствующих мер реагирования, не позднее второго рабочего дня, следующего за днем получения указанной информации отменяет примененные меры реагирования и направляет участнику казначейского сопровождения и заказчику Уведомление (Приложение №7 к Приказу 214н от 17.12.2021).

Во-вторых, ТОФК проверяет наличие признаков, включенных в классификатор признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения ( классификатор здесь.). По результатам которого возможно:

    1) приостановление операции на лицевом счете;
    2) предупреждение (информирование) при открытии лицевых счетов или при осуществлении операций на лицевых счетах. Классификатор признаков финансовых нарушений участников КС.

Запрет, отказ, приостановка операций на лицевом счете, а так же предупреждение проводится при перечислении денежных средств на сумму 600 тыс. рублей и более с лицевых счетов на расчетные, за исключением: выплат персоналу и платежей за услуги связи, коммунальные услуги, электроэнергию, гостиничные услуги, услуги перевозки грузов и пассажиров ж/д транспортом, авиационных и железнодорожные билеты, билеты для проезда городским и пригородным транспортом, подписку на периодические издания, в целях аренды, работы по переносу инженерных сетей, а также в целях проведения гос. экспертизы проектной документации, страхования, услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами. Письмо Казначейства от 30.05.2022 N 07-04-05/12-12995.

Что дальше? В случае приостановления операции на лицевом счете:

    - при наличии признаков, включенных в классификатор признаков финансовых нарушений, ТОФК направит участнику казначейского сопровождения, заказчику Уведомление о приостановлении операции на лицевом счете (Приложение №8 к Приказу 214н от 17.12.2021) не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения на оплату;
    - заказчик не позднее второго рабочего дня, следующего за днем получения от ТОФК Уведомления № 8, должен направить в ТОФК, Уведомление об обоснованности или о необоснованности приостановления операции на лицевом счете (Приложение №10 к Приказу 214н от 17.12.2021), в котором отражается соответствующее решение заказчика;
    - в случае непоступления от заказчика Уведомления № 10, в течение трех рабочих дней со дня информирования, ТОФК проведет операции на лицевом счете.


Консультирование по вопросам казначейского сопровождения Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Проверить информацию о компании можно с помощью ресурсов:
1. "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента", адрес: http://www.nalog.ru.

    - Проверка Заявления и Карточки, данным ЕГРЮЛ на соответствие полного и сокращенного (при наличии) наименования, ИНН, КПП, адреса, должности руководителя, его Фамилии, Имени, Отчества.
    - Наличие об отношениях связанности (аффилированности) с государственным заказчиком, юридическими лицами и ИП, являющимися исполнителями по договорам, заключаемым в рамках исполнения контракта.
    - Наличие информации о ликвидации, реорганизации, исключении из ЕГРЮЛ.

2. "Картотека арбитражных дел", адрес: http://www.arbitr.ru (информация о банкротстве).
3. Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 (перечень мест нахождения).
4. Приказ Минфина от 13.11.2007 №108н (наличие у предприятия, бенефициарного владельца или учредителя регистрации в государстве из перечня).

Для проведения бюджетного мониторинга при открытии региональным (муниципальным) участникам казначейского сопровождения лицевых счетов или осуществлении операций на указанных лицевых счетах финансовый орган направляет в ТОФК информацию, содержащуюся в заявлении на открытие лицевого счета или в платежных документах. Участник казначейского сопровождения может не предоставлять в ТОФК заявление на открытие лицевого счета и платежные документы. Письмо Минфина N 09-02-09/65216, Казначейства N 07-04-05/12-16709 от 07.07.2022

Чем отличается казначейское сопровождение 2022 здесь.
Нюансы базового казначейского сопровождения (Сведения, оплата со счета и т.д.) здесь.
Нюансы расширенного казначейского сопровождения (проверки, расходная декларация и т.д.) здесь.

Классификатор признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения


Наименование признака финансового нарушения Мера реагирования
Наличие информации об оплате налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ в размере, суммарно превышающем 50 % цены государственного контракта, заключенного в целях реализации государственного оборонного заказа,договора, заключенного в рамках исполнения такого госконтракта, подлежащей уплате в соответствии с условиями указанных государственного контракта (договора) в текущем финансовом году с лицевого счета. Предупреждение (информирование)при предоставлении Сведений, приостановление операции на лицевом счете при предоставлении распоряжения о совершении казначейских платежей.
Наличие информации об оплате труда физ. лицам в размере, суммарно превышающем 50 % цены государственного контракта, заключенного в целях реализации государственного оборонного заказа,договора, заключенного в рамках исполнения такого госконтракта, подлежащей уплате в соответствии с условиями указанных государственного контракта (договора) в текущем финансовом году с лицевого счета (за исключением государственного контракта (договора) на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ). Предупреждение (информирование)при предоставлении Сведений, приостановление операции на лицевом счете при предоставлении распоряжения о совершении казначейских платежей.
Наличие информации о перечислении прибыли, согласованной сторонами при заключении государственного контракта, заключенного в целях реализации государственного оборонного заказа, договора, заключенного в рамках исполнения такого госконтракта, и предусмотренной его условиями, после исполнения государственного контракта, договора (отдельного этапа его исполнения) и представления в ТОФК документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) в размере, превышающем 20 % цены госконтракта (договора), подлежащей уплате в соответствии с условиями госконтракта (договора) в текущем финансовом году с лицевого счета. Предупреждение (информирование)при предоставлении Сведений, приостановление операции на лицевом счете при предоставлении распоряжения о совершении казначейских платежей.
Наличие в ЕГРЮЛ информации о реорганизации юр. лица - участника казначейского сопровождения (далее - КС) или юр. лица, получающего денежные средства от указанного участника КС Предупреждение (информирование) о признаках финансовых нарушений участников КС при открытии лицевых счетов или при осуществлении операций на лицевых счетах (далее – предупреждение (информирование).
Наличие в ЕГРЮЛ информации о ликвидации или об исключении из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) юр. лица – участника КС или юр.лица, получающего денежные средства от указанного участника КС. Приостановление операции на лицевом счете.
Наличие в реестре дисквалифицированных лиц информации о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юр. лица – участника КС или юр. лица, получающего денежные средства от указанного участника КС Предупреждение (информирование).
Наличие сведений о месте регистрации или месте нахождения юр. лица - участника КС или юр. лица, получающего денежные средства от указанного участника КС, в государстве (на территории), включенном в перечень государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) Предупреждение (информирование).
Наличие сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юр.лица, ИП, физ. лица – производителя товаров, работ, услуг – участника КС или юр. лица, ИП, физ. лица – производителя товаров, работ, услуг, получающих денежные средства от указанного участника КС. Предупреждение (информирование).
Наличие информации о признании банкротом юр. лица или в ЕГРИП сведений о прекращении физ.лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием судом решения о признании гражданина банкротом и решения о введении реализации имущества гражданина – участника КС или юр. лица, ИП – производителя товаров, работ, услуг, получающего денежные средства от указанного участника КС. Приостановление операции на лицевом счете.

Правила обмена информацией между Федеральным казначейством и гос. органами


Федеральное казначейство при исполнении полномочий, предусмотренных ст.242.13-1 БК РФ, обменивается информацией с ФНС, таможенными органами, антимонопольными органами, органами, осуществляющими функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, органами, осуществляющими мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок.
Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо с использованием информационных систем участников межведомственного взаимодействия (при наличии технической возможности). При отсутствии технической возможности межведомственное информационное взаимодействие осуществляется на бумажном носителе.

Классификатор признаков финансовых нарушений 2022