Какие контракты попадают под казначейское сопровождение в 2022 году

Кто обязан открывать казначейский счет в 2022 году

Настоящие законы надо рассматривать в совокупности с Постановлением от 24.11.2021 г. № 2024 “О правилах казначейского сопровождения” и с последними изменениями в Бюджетном Кодексе (далее - БК РФ), законом от 01.07.2021г №244 ФЗ, а так же письмом Минфина России N 09-02-09/1648, Казначейства России N 07-04-05/04-479 от 14.01.2022.

Казначейское сопровождение бывает разным:
- Базовое. Подробнее о том, как открыть казначейский счет, как заполнять Сведения и платежные поручения здесь.
- Расширенное (с проверками). Подробнее о том, какие бывают проверки и их последствия, как составить расходную декларацию здесь.
- С применением казначейского обеспечения обязательств (КОО).

Правила казначейского сопровождения в 2022 году здесь.

Средства Федерального бюджета (Федеральные заказчики).

Какие договоры, финансироемые за счет счедатв Федерального бюджета, попадают под казначейское сопровождение в 2022 году:
1) субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями или муниципальными унитарными предприятиями в соответствии со статьей 80 БК РФ;
2) субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям, по отдельным решениям Президента РФ, Правительства РФ, субъекта РФ, органами местной власти и т.д. (в соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 4 статьи 78.1) и субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (статья 78.2 БК РФ);
3) взносы в имущество и уставные капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в пунктах 1 и 2 ;
4) авансовые платежи по договорам о поставке товаров ( выполнении работ, услуг), заключаемым получателями бюджетных средств указанными в пунктах 1 , 2 , 3 с исполнителями (за исключением юр.лиц, производящих станкоинструментальную продукцию, отнесенную по ОКПД 2 к кодам 25.73.4, 26.20.40.150, 28.24.1, 28.4 при наличии безотзывной банковской гарантии, Распоряжение № 655-р от 28.03.2022) ;

При этом в рамках гос. контрактов, заключенных после 28 мая 2022, перечисление средств по договорам на закупку товаров осуществляется с лицевых счетов заказчиков, открытых в ТОФК, на обычные расчетные счета поставщиков при представлении документов, подтверждающих поставку товаров (не аванс). Если приобретаются строительные материалы и оборудование, включенные в сметную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на обычный расчетный счет поставщика перечисляются в том числе авансовые платежи, документы, подтверждающие поставку товаров не требуются. 146-ФЗ от 28.05.2022, письмо казначейства № 07-04-05/04-14080 от 09.06.2022.

5) авансовые платежи по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, услуг (за исключением гособоронзаказа) на сумму 100 млн. рублей и более;
6) расчеты по госконтрактам с единственными поставщиками (подрядчиками), определенными указом или распоряжением Президента РФ, либо Правительства РФ. (п.2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ) на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ), а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ);
7) расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ), а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ);
8) авансовые платежи по договорам на поставку товаров, выполнение работ, услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов указанных в пункте 4 (на всю сумму) и пункте 5 (по ГК, заключенным после 28.05.2022 на сумму более 5 млн. рублей, 146-ФЗ);

Для п. 6,7,8 в рамках гос. контрактов, заключенных после 28 мая 2022, действует правило: оплата за товар, оборудование, строительные материалы с лицевых счетов заказчиков на расчетные счета поставщиков аналогична п.4. Оплата по договорам, предметом которых являются строительство (реконструкция), капитальный ремонт ОКС, осуществляется с лицевых счетов заказчиков, открытых в ТОФК, на обычные расчетные счета, открытые подрядчикам, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком в целях выполнения оплачиваемых работ. 146-ФЗ от 28.05.2022, письмо казначейства № 07-04-05/04-14080 от 09.06.2022.

9) средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ.


Если в ранее заключенных госконтрактах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) условия о выплате авансовых платежей не были предусмотрены, то при возникновении обстоятельств, влекущих к невозможности исполнения обязательств, при первом изменении, в заключенный госконтракт можно включить условие об авансировании. Заказчик обязан установить размер аванса от 50 до 90 %, если госконтракт под казначейским сопровождением (расчеты или авансы); вправе увеличить аванс до 50 % - в случае, если госконтракт не подлежит казначейскому сопровождению. Постановление № 505 от 29.03.2022 г, Письмо Минфина N 09-01-09/39495 от 28.04.2022.

Средства бюджетов Субъектов РФ (местных бюджетов)

1) Средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитального строительства:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг), на сумму 100,0 млн. рублей и более для обеспечения госнужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам на сумму 100,0 млн. рублей и более бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ;
    - субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (в соответствии со статьей 80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ) исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных выше контрактов.

2) Средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, на реализацию инфраструктурных проектов, правилами предоставления которых предусмотрено казначейское сопровождение:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений); - субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (статья 80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ).

3) расчеты по государственным контрактам с единственными поставщиками ( п. 2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ) на сумму более 600,0 тыс. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 600,0 тыс. рублей;

В рамках гос.контрактов, заключенных после 28 мая 2022, для п. 1,2,3 перечисление средств по договорам на закупку товаров осуществляется с лицевых счетов заказчиков, открытых в ТОФК, на обычные расчетные счета поставщиков при представлении документов, подтверждающих поставку товаров (не аванс). Если приобретаются строительные материалы и оборудование, включенные в сметную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на обычный расчетный счет поставщика перечисляются в том числе авансовые платежи, документы, подтверждающие поставку товаров не требуются.
Для п. 1,2 при оплате по договорам, предметом которых являются строительство (реконструкция) на обычные расчетные счета, открытые подрядчикам, заказчи обязаны предоставить в ТОФК документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, а также реестр документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком . 146-ФЗ от 28.05.2022, письмо казначейства № 07-04-05/04-14080 от 09.06.2022.

4) средства, определенные федеральным законом, актом Правительства РФ;
5) иные средства, определенные с учетом положений ст. 242.26 БК РФ.

Согласно пп.1 п.1 ст.242.26 БК РФ казначейскому сопровождению не подлежат авансы и расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым на сумму менее 50 млн. рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Но законом субъекта РФ (правовым актом местного органа власти) такие денежные средства могут попасть под казначейское сопровождение ( 146-ФЗ от 28.05.22).

Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) в случаях, установленных законами субъектов РФ (муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления), вправе самостоятельно осуществлять казначейское сопровождение средств. Порядок санкционирования в Постановлении от 01.12.2021 N 2155.


В отношении целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению в ТОФК в соответствии с положениями закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, до вступления в силу закона N 244-ФЗ, казначейское сопровождение осуществляется Федеральным казначейством до полного их исполнения в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу закона N 244-ФЗ (письмо Минфина N 09-02-10/1651, Казначейства N 07-04-05/04-480 от 14.01.2022 "О реализации с 1 января 2022 года статьи 242.26 БК РФ").

Контракты с применением расширенного казначейского сопровождения

Подробнее о том, какие договоры попадают под расширенное казначейское сопровождение, какие бывают проверки и их последствия здесь.

Осуществлять казначейское сопровождение могут как территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК), так и Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований). Нюансов много и о них лучше знать на этапе подписания договра с заказчиком.



Консультирование по вопросам казначейского сопровождения Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.
: +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Когда применяется казначейское обеспечение обязательств (КОО):

1) Субсидии за счет средств Федерального бюджета, указанные в пунктах 1 и 2, если есть соответствующий правовой акт (за исключением субсидий государственным корпорациям, определенным решениями Правительства РФ), а также авансовые платежи по договорам, источником финансового обеспечения которых являются такие субсидии;

2) Целевые средствв, предоставляемые юридическим лицам на основании государственных контрактов, определенных правовыми актами федеральных органов государственной власти, ГК "Роскосмос", ГК "Росатом", осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в отношении государственных контрактов, заключаемых ими и подведомственными им получателями средств федерального бюджета, в размере, не превышающем сумм авансовых платежей по государственным контрактам, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год;
3) Средства, получаемые юридическими лицами в случаях, установленных Правительством РФ.


Средства, не подлежащие казначейскому сопровождению (статья 242.27 БK РФ)

Казначейскому сопровождению не подлежат средства, предоставляемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг:
1) на основании:
- государственных (муниципальных) контрактов в целях приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами;
- государственных (муниципальных) контрактов, исполнителями которых являются государственные (муниципальные) казенные учреждения;
- государственных (муниципальных) контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ;
- договоров, заключенных в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), по решению Правительства РФ;
2) в порядке возмещения недополученных доходов или возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
3) за заслуги перед государством в области науки и техники, образования, культуры, искусства и средств массовой информации (гранты, кроме грантов, условиями предоставления которых установлено требование их использования после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при их предоставлении, гранты Президента РФ и Правительства РФ, премии, стипендии и иные поощрения);
4) социально ориентированным некоммерческим организациям, а также иным юридическим лицам, указанным законом (решением) о бюджете;
5) в рамках гособоронзаказа:
- в целях проведения операций на отдельных счетах, открытых в уполномоченных банках;
- в целях обеспечения органов внешней разведки РФ, ФСБ (с 28 мая 2022 подлежат казначейскому сопровождению средства, предоставляемые юр.лицам в целях обеспечения ФСБ, условия которых содержат положения о казначейском сопровождении, 146-ФЗ от 28.05.2022);
- в целях обеспечения ГК "Росатом";
6) банкам и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ";
7) Фонду перспективных исследований, источником образования которых являются субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации;
8) при реализации мероприятий, связанных с обеспечением деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ;
9) в целях осуществления Федеральной службой охраны РФ проектно-изыскательских работ, капитального ремонта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства в интересах объектов государственной охраны;
10) средства, предоставляемые из федерального бюджета организациям кинематографии, региональным и муниципальным средствам массовой информации, а также политическим партиям в целях компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.242.26 БК РФ требования о казначейском сопровождении распространяются в том числе и на государственные (муниципальные) контракты, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению.
Кроме того, решением Правительства РФ может быть установлено требование о казначейском сопровождении и в отношении средств, определенных статьей 242.27 БК РФ (письмо Минфина N 09-02-10/1651, Казначейства N 07-04-05/04-480 от 14.01.2022 "О реализации с 1 января 2022 года статьи 242.26 Бюджетного Кодекса РФ").

На каких участников казначейского сопровождения не распространяется бюджетный мониторинг здесь.

Нюансы казначейского сопровождения