Какие контракты попадают под казначейское сопровождение в 2025 и 2024 годах

Кто обязан открывать казначейский счет в 2025 году

Основные документы: Проект закона "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов", 367-ФЗ от 29.10.2024 "... об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2025 году", правила казначейского сопровождения 2025 здесь.

Кто открывал казначейский счет в 2024 году здесь.

Кто открывал казначейский счет в 2023 году здесь.


Казначейское сопровождение бывает разным:

    - Базовое. Подробнее о том, как открыть казначейский счет, как заполнять Сведения и платежные поручения здесь.
    - Расширенное (с проверками). Подробнее о том, какие бывают проверки и их последствия, как составить расходную декларацию здесь.
    - С применением казначейского обеспечения обязательств (КОО).

    Средства Федерального бюджета (Федеральные заказчики).

    Какие договоры, финансироемые за счет счедатв Федерального бюджета, попадают под казначейское сопровождение в 2025 году:
    1) субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (не являющимся федеральными бюджетными и автономными учреждениями), в том числе по концессионным соглашениям, в соответствии со статьей 80 БК РФ;
    2) гранты в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с п.4 ст.78.1 БК РФ;
    3) взносы в имущество и уставные капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в п.1 и 2;
    4) авансовые платежи по договорам на поставку товаров (выполнение работ, услуг), заключаемым получателями субсидий и взносов в рамках соглашений, указанных в пп. 1,2 и 3;
    5) авансовые платежи по гос. контрактам на поставку товаров, выполнение работ, услуг (за исключением гособоронзаказа) на сумму 100 млн. рублей и более;
    6) авансовые платежи по контрактам на поставку товаров, выполнение работ или услуг, заключаемым на сумму 50 млн. рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (абзац 2 п.1 ст.78.1 БК РФ) и на капитальные вложения (ст.78.2 БК РФ);
    7) расчеты по госконтрактам с единственными поставщиками или подрядчиками, определенными указом или распоряжением Президента РФ, либо Правительства РФ (п.2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ) и (или) в соответствии с иными федеральными законами, принятыми в целях реализации № 44-ФЗ, на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
    8) расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу на сумму более 3 млн. рублей , а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
    9) авансовые платежи по договорам на поставку товаров, выполнение работ, услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов указанных в п. 5, 6 на сумму более 3 млн. рублей;
    10) средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ.

    Исключение - средства, предоставляемые организациям кинематографии, региональным и муниципальным средствам массовой информации, а также политическим партиям в целях компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах.

    I. Перечисление средств, указанных в п. 7, 8 осуществляется в установленном Правительством РФ порядке с лицевых счетов ТОФК, на расчетные счета поставщиков товаров, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих поставку товаров,367-ФЗ от 29.10.2024.

    II. Если заказчиками госконтрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов КС являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств, указанных в п. 7, 8 осуществляется с лицевых счетов заказчиков сразу на расчетные счета подрядчиков (исполнителей) при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме Приложения №2 к Постановлению 2438 от 26.12.22, 367-ФЗ от 29.10.2024.


    Как забрать остаток средств с казначейского счета.

    +7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
    НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

    Средства бюджетов Субъектов РФ (местных бюджетов)

    1) Средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитального строительства:

      - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг), на сумму 100,0 млн. рублей и более для обеспечения госнужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
      - расчеты по контрактам на сумму 50,0 млн. рублей и более бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ;
      - субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам в соответствии со статьей 80 БК РФ (за исключением бюджетных и автономных учреждений);
      - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
      - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
      - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) на сумму более 3 млн. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных выше контрактов.

    2) Средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, на реализацию инфраструктурных проектов:

      - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
      - расчеты по контрактам бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений);
      - субсидии юр. лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям);
      - бюджетные инвестиции юр. лицам (статья 80 БК РФ);
      - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
      - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
      - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 3 млн. рублей.

    3) Средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета:

      - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более для обеспечения нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
      - расчеты по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями;
      - субсидии юр. лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям) и ИП;
      - грантов в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с п.4 ст.78.1 БК РФ;
      - бюджетные инвестиции юридическим лицам (ст.80 БК РФ);
      - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
      - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
      - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 3 млн. рублей.

    4) расчеты по государственным (муниципальным) контрактам с единственными поставщиками ( п. 2 и 6.1 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ и (или) в соответствии с иными законами, принятыми в целях № 44-ФЗ) за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
    5) средства, получаемые юр.лицами и ИП, определенные федеральным законом, актом Правительства РФ;
    6) иные средства, определенные с учетом положений ст. 242.26 БК РФ.

    В 2025 году в дополнение к указанным выше средствам, ТОФК осуществляют казначейское сопровождение средств, определенных Правительством РФ на основании обращений юридических лиц (связано с возможностями авансирования и обеспечения контракта).

    Согласно пп.1 п.1 ст.242.26 БК РФ казначейскому сопровождению не подлежат авансы и расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым на сумму менее 50 млн. рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

    I. Перечисление средств, указанных в п. 1-4 осуществляется в установленном Правительством РФ порядке с лицевых счетов ТОФК, на расчетные счета поставщиков товаров, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих поставку товаров, 367-ФЗ от 29.10.2024.

    II. Если заказчиками госконтрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов КС являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств, указанных в п. 1-4 осуществляется с лицевых счетов заказчиков сразу на расчетные счета подрядчиков (исполнителей) при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме, установленной Правительством РФ. Аналогично по договорам цепочки кооперации, 367-ФЗ от 29.10.2024.

    Финансовые органы Субъектов РФ (муниципальных образований) вправе самостоятельно осуществлять казначейское сопровождение средств, порядок в Постановлении от 01.12.2021 N 2155. При этом заказчиками по договорам о поставке товаров (выполнении работ, услуг) денежные средства перечисляются с лицевых счетов на расчетные счета поставщиков (подрядчиков), если законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом) предусмотрены положения, аналогичные положениям I,II.

    Контракты с применением расширенного казначейского сопровождения

    О том, какие договоры попадают под расширенное казначейское сопровождение, какие бывают проверки и их последствия здесь.



    Нюансы казначейского сопровождения Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.

    +7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
    НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

    Когда применяется казначейское обеспечение обязательств (КОО):

      1) Субсидии за счет средств Федерального бюджета, указанные в п.1, если есть соответствующий правовой акт (за исключением субсидий государственным корпорациям), а также авансовые платежи по договорам, источником финансового обеспечения которых являются такие субсидии;
      2) Целевые средствв, предоставляемые юридическим лицам на основании госконтрактов, определенных правовыми актами федеральных органов государственной власти, ГК "Роскосмос", ГК "Росатом", в размере, не превышающем сумм авансовых платежей , но не более лимитов бюджетных обязательств;
      3) Средства, получаемые юридическими лицами в случаях, установленных Правительством РФ.

    Условие о КОО включается в условия государственных контрактов (соглашений), а также договоров, заключаемых в рамках их исполнения.


    Средства, не подлежащие казначейскому сопровождению (статья 242.27 БK РФ)

    Казначейскому сопровождению не подлежат средства, предоставляемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг:
    1) на основании:
    - государственных (муниципальных) контрактов, договоров, заключаемых в целях приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения гос. экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведения строительного контроля, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами;
    - государственных (муниципальных) контрактов, исполнителями которых являются государственные (муниципальные) казенные учреждения;
    - государственных (муниципальных) контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ;
    - договоров, заключенных в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), по решению Правительства РФ;
    - государственных (муниципальных) контрактов, договоров, в целях оказания гуманитарной помощи, ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных и иных бедствий, которые повлекли за собой значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, по решениям Президента РФ или Правительства РФ;
    2) в порядке возмещения недополученных доходов или возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
    3) за заслуги перед государством в области науки и техники, образования, культуры, искусства и средств массовой информации (гранты, кроме грантов, условиями предоставления которых установлено требование их использования после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при их предоставлении, гранты Президента РФ и Правительства РФ, премии, стипендии и иные поощрения);
    4) социально ориентированным некоммерческим организациям, а также иным юридическим лицам, указанным законом (решением) о бюджете;
    5) в рамках гособоронзаказа:
    - в целях проведения операций на отдельных счетах, открытых в уполномоченных банках;
    - в целях обеспечения органов внешней разведки РФ, ФСБ (за исключением средств, предоставляемых юр. лицам на основании гос.контрактов, условия которых содержат положения о казначейском сопровождении таких средств, № 448-ФЗ от 21.11.22);
    - в целях обеспечения ГК "Росатом";
    6) банкам и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ";
    7) Фонду перспективных исследований, источником образования которых являются субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса РФ;
    8) при реализации мероприятий, связанных с обеспечением деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ;
    9) в целях осуществления Федеральной службой охраны РФ проектно-изыскательских работ, капитального ремонта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства в интересах объектов государственной охраны;
    10) некоммерческим организациям в виде имущественного взноса на обеспечение культурной, образовательной и иной общественно полезной деятельности по решению Президента РФ.

    ВНИМАНИЕ! В 2025 году операции со средствами субсидий, предоставляемых из федерального бюджета юр. лицам п. 3, 4, 6 (за исключением средств, предоставляемых фондам, осуществляющим предоставление грантов Президента РФ на развитие гражданского общества, на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий), осуществляются на казначейских счетах и отражаются на соответствующих лицевых счетах, открываемых юр. лицам в ТОФК.

    На каких участников казначейского сопровождения не распространяется бюджетный мониторинг здесь.

    Поставки в гособоронзаказе здесь.

Кто был обязан открывать казначейский счет в 2024 году

Основные документы: Федеральный закон от 27.11.2023 № 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", Федеральный закон от 02.11.2023 № 520-ФЗ, правила казначейского сопровождения 2024 здесь.

Средства Федерального бюджета (Федеральные заказчики).

Какие договоры, финансироемые за счет счедатв Федерального бюджета, попадают под казначейское сопровождение в 2024 году:
1) субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (не являющимся федеральными бюджетными и автономными учреждениями) в соответствии со статьей 80 БК РФ;
2) взносы в имущество и уставные капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в п.1;
3) авансовые платежи по договорам на поставку товаров (выполнение работ, услуг), заключаемым получателями субсидий и взносов в рамках соглашений, указанных в пп. 1 и 2;
4) авансовые платежи по гос. контрактам на поставку товаров, выполнение работ, услуг (за исключением гособоронзаказа) на сумму 100 млн. рублей и более;
5) авансовые платежи по контрактам на поставку товаров, выполнение работ или услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (абзац 2 п.1 ст.78.1 БК РФ) и на капитальные вложения (ст.78.2 БК РФ);
6) расчеты по госконтрактам с единственными поставщиками или подрядчиками, определенными указом или распоряжением Президента РФ, либо Правительства РФ (п.2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ) и (или) в соответствии с иными федеральными законами, принятыми в целях реализации № 44-ФЗ, на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
7) расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу на сумму более 3 млн. рублей , а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
8) авансовые платежи по договорам на поставку товаров, выполнение работ, услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов указанных в п. 4, 5 на сумму более 3 млн. рублей;
9) средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ.

Исключение - средства, предоставляемые организациям кинематографии, региональным и муниципальным средствам массовой информации, а также политическим партиям в целях компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах.

I. Перечисление средств, указанных в п. 3, 6, 7, 8 осуществляется в установленном Правительством РФ порядке с лицевых счетов ТОФК, на расчетные счета поставщиков товаров, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих поставку товаров. 520 ФЗ.

II. п. 1-9. Если приобретаются строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в включенных в проектную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на расчетные счета поставщиков перечисляются в том числе авансовые платежи. При этом в ТОФК надо предоставить перечень по форме Приложения №1 к Постановлению 2438 от 26.12.22. 520-ФЗ.

III. Если заказчиками госконтрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов КС являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств, указанных в п. 6, 7 осуществляется с лицевых счетов заказчиков сразу на расчетные счета подрядчиков (исполнителей) при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме Приложения №2 к Постановлению 2438 от 26.12.22, 520 ФЗ.

ВНИМАНИЕ! Положения I,II,III применяются и к договорам, действовавшим до 2024 года. 520 ФЗ.

В 2024 году главные распорядители средств федерального бюджета вправе принять решение о включении в гос. контракты на поставку товаров (выполнение работ, услуг) на сумму менее 100 млн. рублей условия о казначейском сопровождении авансовых платежей, а также о казначейском сопровождении авансовых платежей по контрактам цепочки кооперации. Размер авансирования здесь.
Получатели средств федерального бюджета вправе в соответствии с ч. 65.1 ст.112 44-ФЗ внести по соглашению сторон в заключенные до дня вступления в силу Постановления №50 от 23.01.2024 договоры изменения в части установления в них условия о выплате авансовых платежей с соблюдением размера обеспечения исполнения договора ч.6 ст.96 44-ФЗ.


Как забрать остаток средств с казначейского счета.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Средства бюджетов Субъектов РФ (местных бюджетов)

1) Средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитального строительства:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг), на сумму 100,0 млн. рублей и более для обеспечения госнужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам на сумму 100,0 млн. рублей и более бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ;
    - субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (в соответствии со статьей 80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) на сумму более 3 млн. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных выше контрактов.

2) Средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, на реализацию инфраструктурных проектов и специальные казначейские кредиты (56-ФЗ от 18.03.23), правилами предоставления которых предусмотрено казначейское сопровождение:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений);
    - субсидии за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта РФ (местного бюджета);
    - бюджетные инвестиции юридическим лицам (статья 80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 3 млн. рублей.

3) НОВОЕ! Средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 % годовых с правом досрочного погашения и (или) бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ РФ, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на софинансирование которых в 2024 году из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности), приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов РФ (муниципальную собственность):

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более для обеспечения нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями;
    - субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям) и индивидуальным предпринимателям;
    - бюджетные инвестиции юридическим лицам (ст.80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 3 млн. рублей.

4) расчеты по государственным (муниципальным) контрактам с единственными поставщиками ( п. 2 и 6.1 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ и (или) в соответствии с иными законами, принятыми в целях № 44-ФЗ) за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
5) средства, получаемые юр.лицами и ИП, определенные федеральным законом, актом Правительства РФ;
6) иные средства, определенные с учетом положений ст. 242.26 БК РФ.

В 2024 году в дополнение к указанным выше средствам, ТОФК осуществляют казначейское сопровождение средств, определенных Правительством РФ на основании обращений юридических лиц (связано с возможностями авансирования и обеспечения контракта).

Согласно пп.1 п.1 ст.242.26 БК РФ казначейскому сопровождению не подлежат авансы и расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым на сумму менее 50 млн. рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

I. Перечисление средств, указанных в п. 1-4 осуществляется в установленном Правительством РФ порядке с лицевых счетов ТОФК, на расчетные счета поставщиков товаров, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих поставку товаров. 520 ФЗ.

II. п. 1-4. Если приобретаются строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в включенных в проектную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на расчетные счета поставщиков перечисляются в том числе авансовые платежи. 520 ФЗ.

III. Если заказчиками госконтрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов КС являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств, указанных в п. 1-4 осуществляется с лицевых счетов заказчиков сразу на расчетные счета подрядчиков (исполнителей) при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме, установленной Правительством РФ. 520 ФЗ.

ВНИМАНИЕ! Положения I,II,III применяются и к договорам, действовавшим до 2024 года. 520 ФЗ.

Финансовые органы Субъектов РФ (муниципальных образований) вправе самостоятельно осуществлять казначейское сопровождение средств, порядок в Постановлении от 01.12.2021 N 2155. При этом заказчиками по договорам о поставке товаров (выполнении работ, услуг) денежные средства перечисляются с лицевых счетов на расчетные счета поставщиков (подрядчиков), если законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом) предусмотрены положения, аналогичные положениям I,II,III.

В 2024 году решением субъекта РФ (местной администрации) дополнительно к случаям, установленным п.1 ст. 242.26 БК РФ, могут быть определены средства, подлежащие казначейскому сопровождению.

Нюансов много и о них лучше знать на этапе подписания договра с заказчиком. Последние изменения от 21 сентября 2023 г. здесь.

Кто был обязан открывать казначейский счет в 2023 году

Основные документы: № 466 ФЗ от 05.12.2022 "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", Статья 5, № 448-ФЗ от 21.11.2022 (далее - 448 ФЗ), Письмо Минфина № 02-12-09/120900, Казначейства № 07-04-05/05-30995 от 09.12.2022, правила казначейского сопровождения 2023 здесь.

Средства Федерального бюджета (Федеральные заказчики).

Какие договоры, финансироемые за счет счедатв Федерального бюджета, попадают под казначейское сопровождение в 2023 году:
1) субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (не являющимся федеральными бюджетными и автономными учреждениями) в соответствии со статьей 80 БК РФ;
2) взносы в имущество и уставные капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в п.1;
3) авансовые платежи по договорам на поставку товаров (выполнение работ, услуг), заключаемым получателями субсидий и взносов в рамках соглашений, указанных в пп. 1 и 2;
4) авансовые платежи по гос. контрактам на поставку товаров, выполнение работ, услуг (за исключением гособоронзаказа) на сумму 100 млн. рублей и более;
5) авансовые платежи по контрактам на поставку товаров, выполнение работ или услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (абзац 2 п.1 ст.78.1 БК РФ) и на капитальные вложения (ст.78.2 БК РФ);

ГРСФБ вправе принять решения о включении в гос. контракты на поставку товаров (выполнение работ, услуг) на сумму менее 100 млн. рублей и договоры цепочки кооперации условия о казначейском сопровождении при наличии авансов в размере от 30% суммы договора. Постановление №348 от 03.03.2023.

6) расчеты по госконтрактам с единственными поставщиками или подрядчиками, определенными указом или распоряжением Президента РФ, либо Правительства РФ (п.2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ) и (или) в соответствии с иными федеральными законами, принятыми в целях реализации № 44-ФЗ, на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
7) расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу на сумму более 3 млн. рублей , а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
8) авансовые платежи по договорам на поставку товаров, выполнение работ, услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов указанных в п. 3 , 4, 5 (ограничения по сумме нет). НО! если заказчиками являются бюджетные или автономныме учреждения, то по договорам в рамках исполнения п. 4 и 5 не осуществляется казначейское сопровождение, если сумма 3 млн. рублей и менее, 448 ФЗ;
9) средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ.

Исключение - средства, предоставляемые организациям кинематографии, региональным и муниципальным средствам массовой информации, а также политическим партиям в целях компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах.

Перечисление средств, указанных в п. 3, 6, 7, 8 осуществляется в установленном Правительством РФ порядке с лицевых счетов ТОФК, на расчетные счета поставщиков товаров, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих поставку товаров. Если приобретаются строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на расчетные счета поставщиков перечисляются в том числе авансовые платежи. 448 ФЗ.

Если заказчиками госконтрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов КС являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств, указанных в п. 6, 7, 8 осуществляется с лицевых счетов заказчиков сразу на расчетные счета подрядчиков (исполнителей) при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме, установленной Правительством РФ. 448 ФЗ.

ВНИМАНИЕ! Положения закона 448 ФЗ применяются и к договорам, действовавшим до 2023 года. Кроме того, в 2022 году с 600 тыс. до 5 млн рублей была увеличена цена госконтрактов (контрактов цепочки кооперации), при которой предусмотрено казначейское сопровождение. В 2023 году по таким, переходящим с прошлого года контрактам, лимит в 5 млн. рублей сохраняется до полного исполнения обязательств. Письмо Минфина от 3 февраля 2023 г. № 02-14-08/9062.

Часть авансового платежа по госконтрактам на поставку товаров (работ, услуг), за исключением гособоронзаказа, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более может перечисляться на расчетный счет поставщикам (подрядчикам), но в случаях, определенных Правительством РФ.

Оплата поставщикам (исполнителям) по п. 1, 2, 3, 4, 6, 9 (за исключением п. 5, 7, 8) может перечисляться не на лицевые или расчетные, а на отдельные банковские счета (зависит от госконтракта), с последующим обособленным банковским сопровождением по Постановлению №224 от 15.02.2023, подробнее здесь.


Вопросы казначейского сопровождения Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Средства бюджетов Субъектов РФ (местных бюджетов)

1) Средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитального строительства:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг), на сумму 100,0 млн. рублей и более для обеспечения госнужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам на сумму 100,0 млн. рублей и более бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ;
    - субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (в соответствии со статьей 80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) на сумму более 3 млн. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных выше контрактов.

2) Средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, на реализацию инфраструктурных проектов и специальные казначейские кредиты (56-ФЗ от 18.03.23), правилами предоставления которых предусмотрено казначейское сопровождение:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений);
    - субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (статья 80 БК РФ), за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта РФ (местного бюджета);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 3 млн. рублей.

3) расчеты по государственным (муниципальным) контрактам с единственными поставщиками ( п. 2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ и (или) в соответствии с иными законами, принятыми в целях № 44-ФЗ) на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;

Средства, указанные в п. 1, 2, 3, перечисляются с лицевых счетов ТОФК, на расчетные счета поставщиков товаров, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих поставку товаров. Если приобретаются строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на расчетные счета поставщиков перечисляются в том числе авансовые платежи. 448 ФЗ от 21.11.22.

Если заказчиками госконтрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов КС являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств, указанных в п. 1, 2, 3 осуществляется с лицевых счетов заказчиков сразу на расчетные счета подрядчиков (исполнителей) при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме, установленной Правительством РФ.

4) средства, получаемые юр.лицами и ИП, определенные федеральным законом, актом Правительства РФ;
5) иные средства, определенные с учетом положений ст. 242.26 БК РФ.

Согласно пп.1 п.1 ст.242.26 БК РФ казначейскому сопровождению не подлежат авансы и расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым на сумму менее 50 млн. рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) в случаях, установленных законами субъектов РФ (муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления), вправе самостоятельно осуществлять казначейское сопровождение средств. Порядок санкционирования в Постановлении от 01.12.2021 N 2155.

При осуществлении закупок у ед. поставщика на основании Решения высшего исполнительного органа субъекта РФ, расчеты:

    1. по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым в 2023 году на сумму более 3 000,0 тыс. рублей, а также по контрактам кооперации на сумму более 3 000,0 тыс. рублей, подлежат казначейскому сопровождению;
    2. по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в 2022 году, а также контрактам, заключенным и заключаемым в 2022 и 2023 годах в целях исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов, казначейскому сопровождению не подлежат. Письмо Минфина России от 13.03.2023 N 02-14-08/20915.

На каких участников казначейского сопровождения не распространяется бюджетный мониторинг здесь.

Поставки в гособоронзаказе здесь.

Кто обязан открывать казначейский счет в 2025 году