Какие контракты попадают под казначейское сопровождение в 2024 году

Кто обязан открывать казначейский счет в 2024 году

Основные документы: Федеральный закон от 27.11.2023 № 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", Федеральный закон от 02.11.2023 № 520-ФЗ, правила казначейского сопровождения 2024 здесь.

Кто открывал казначейский счет в 2023 году здесь.

Кто открывал казначейский счет в 2022 году здесь.

Казначейское сопровождение бывает разным:

    - Базовое. Подробнее о том, как открыть казначейский счет, как заполнять Сведения и платежные поручения здесь.
    - Расширенное (с проверками). Подробнее о том, какие бывают проверки и их последствия, как составить расходную декларацию здесь.
    - С применением казначейского обеспечения обязательств (КОО).
    Последние изменения в санкционировании оплаты с лицевого счета здесь.

Средства Федерального бюджета (Федеральные заказчики).

Какие договоры, финансироемые за счет счедатв Федерального бюджета, попадают под казначейское сопровождение в 2024 году:
1) субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (не являющимся федеральными бюджетными и автономными учреждениями) в соответствии со статьей 80 БК РФ;
2) взносы в имущество и уставные капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в п.1;
3) авансовые платежи по договорам на поставку товаров (выполнение работ, услуг), заключаемым получателями субсидий и взносов в рамках соглашений, указанных в пп. 1 и 2;
4) авансовые платежи по гос. контрактам на поставку товаров, выполнение работ, услуг (за исключением гособоронзаказа) на сумму 100 млн. рублей и более;
5) авансовые платежи по контрактам на поставку товаров, выполнение работ или услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (абзац 2 п.1 ст.78.1 БК РФ) и на капитальные вложения (ст.78.2 БК РФ);
6) расчеты по госконтрактам с единственными поставщиками или подрядчиками, определенными указом или распоряжением Президента РФ, либо Правительства РФ (п.2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ) и (или) в соответствии с иными федеральными законами, принятыми в целях реализации № 44-ФЗ, на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
7) расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу на сумму более 3 млн. рублей , а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
8) авансовые платежи по договорам на поставку товаров, выполнение работ, услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов указанных в п. 4, 5 на сумму более 3 млн. рублей;
9) средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ.

Исключение - средства, предоставляемые организациям кинематографии, региональным и муниципальным средствам массовой информации, а также политическим партиям в целях компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах.

I. Перечисление средств, указанных в п. 3, 6, 7, 8 осуществляется в установленном Правительством РФ порядке с лицевых счетов ТОФК, на расчетные счета поставщиков товаров, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих поставку товаров. 520 ФЗ.

II. п. 1-9. Если приобретаются строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в включенных в проектную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на расчетные счета поставщиков перечисляются в том числе авансовые платежи. При этом в ТОФК надо предоставить перечень по форме Приложения №1 к Постановлению 2438 от 26.12.22. 520-ФЗ.

III. Если заказчиками госконтрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов КС являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств, указанных в п. 6, 7 осуществляется с лицевых счетов заказчиков сразу на расчетные счета подрядчиков (исполнителей) при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме Приложения №2 к Постановлению 2438 от 26.12.22, 520 ФЗ.

ВНИМАНИЕ! Положения I,II,III применяются и к договорам, действовавшим до 2024 года. 520 ФЗ.

В 2024 году главные распорядители средств федерального бюджета вправе принять решение о включении в гос. контракты на поставку товаров (выполнение работ, услуг) на сумму менее 100 млн. рублей условия о казначейском сопровождении авансовых платежей, а также о казначейском сопровождении авансовых платежей по контрактам цепочки кооперации. Размер авансирования здесь.
Получатели средств федерального бюджета вправе в соответствии с ч. 65.1 ст.112 44-ФЗ внести по соглашению сторон в заключенные до дня вступления в силу Постановления №50 от 23.01.2024 договоры изменения в части установления в них условия о выплате авансовых платежей с соблюдением размера обеспечения исполнения договора ч.6 ст.96 44-ФЗ.


Как забрать остаток средств с казначейского счета.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Средства бюджетов Субъектов РФ (местных бюджетов)

1) Средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитального строительства:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг), на сумму 100,0 млн. рублей и более для обеспечения госнужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам на сумму 100,0 млн. рублей и более бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ;
    - субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (в соответствии со статьей 80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) на сумму более 3 млн. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных выше контрактов.

2) Средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, на реализацию инфраструктурных проектов и специальные казначейские кредиты (56-ФЗ от 18.03.23), правилами предоставления которых предусмотрено казначейское сопровождение:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений);
    - субсидии за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта РФ (местного бюджета);
    - бюджетные инвестиции юридическим лицам (статья 80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 3 млн. рублей.

3) НОВОЕ! Средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 % годовых с правом досрочного погашения и (или) бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ РФ, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на софинансирование которых в 2024 году из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности), приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов РФ (муниципальную собственность):

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более для обеспечения нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями;
    - субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям) и индивидуальным предпринимателям;
    - бюджетные инвестиции юридическим лицам (ст.80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 3 млн. рублей.

4) расчеты по государственным (муниципальным) контрактам с единственными поставщиками ( п. 2 и 6.1 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ и (или) в соответствии с иными законами, принятыми в целях № 44-ФЗ) за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
5) средства, получаемые юр.лицами и ИП, определенные федеральным законом, актом Правительства РФ;
6) иные средства, определенные с учетом положений ст. 242.26 БК РФ.

В 2024 году в дополнение к указанным выше средствам, ТОФК осуществляют казначейское сопровождение средств, определенных Правительством РФ на основании обращений юридических лиц (связано с возможностями авансирования и обеспечения контракта).

Согласно пп.1 п.1 ст.242.26 БК РФ казначейскому сопровождению не подлежат авансы и расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым на сумму менее 50 млн. рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

I. Перечисление средств, указанных в п. 1-4 осуществляется в установленном Правительством РФ порядке с лицевых счетов ТОФК, на расчетные счета поставщиков товаров, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих поставку товаров. 520 ФЗ.

II. п. 1-4. Если приобретаются строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в включенных в проектную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на расчетные счета поставщиков перечисляются в том числе авансовые платежи. 520 ФЗ.

III. Если заказчиками госконтрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов КС являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств, указанных в п. 1-4 осуществляется с лицевых счетов заказчиков сразу на расчетные счета подрядчиков (исполнителей) при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме, установленной Правительством РФ. 520 ФЗ.

ВНИМАНИЕ! Положения I,II,III применяются и к договорам, действовавшим до 2024 года. 520 ФЗ.

Финансовые органы Субъектов РФ (муниципальных образований) вправе самостоятельно осуществлять казначейское сопровождение средств, порядок в Постановлении от 01.12.2021 N 2155. При этом заказчиками по договорам о поставке товаров (выполнении работ, услуг) денежные средства перечисляются с лицевых счетов на расчетные счета поставщиков (подрядчиков), если законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом) предусмотрены положения, аналогичные положениям I,II,III.

В 2024 году решением субъекта РФ (местной администрации) дополнительно к случаям, установленным п.1 ст. 242.26 БК РФ, могут быть определены средства, подлежащие казначейскому сопровождению.

Нюансов много и о них лучше знать на этапе подписания договра с заказчиком. Последние изменения от 21 сентября 2023 г. здесь.

Контракты с применением расширенного казначейского сопровождения

Подробнее о том, какие договоры попадают под расширенное казначейское сопровождение, какие бывают проверки и их последствия здесь.



Нюансы казначейского сопровождения Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Когда применяется казначейское обеспечение обязательств (КОО):

1) Субсидии за счет средств Федерального бюджета, указанные в п.1, если есть соответствующий правовой акт (за исключением субсидий государственным корпорациям), а также авансовые платежи по договорам, источником финансового обеспечения которых являются такие субсидии;

2) Целевые средствв, предоставляемые юридическим лицам на основании госконтрактов, определенных правовыми актами федеральных органов государственной власти, ГК "Роскосмос", ГК "Росатом", в размере, не превышающем сумм авансовых платежей , но не более лимитов бюджетных обязательств;
3) Средства, получаемые юридическими лицами в случаях, установленных Правительством РФ.


Средства, не подлежащие казначейскому сопровождению (статья 242.27 БK РФ)

Казначейскому сопровождению не подлежат средства, предоставляемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг:
1) на основании:
- государственных (муниципальных) контрактов, договоров, заключаемых в целях приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения гос. экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведения строительного контроля, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами;
- государственных (муниципальных) контрактов, исполнителями которых являются государственные (муниципальные) казенные учреждения;
- государственных (муниципальных) контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ;
- договоров, заключенных в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), по решению Правительства РФ;
- государственных (муниципальных) контрактов, договоров, в целях оказания гуманитарной помощи, ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных и иных бедствий, которые повлекли за собой значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, по решениям Президента РФ или Правительства РФ;
2) в порядке возмещения недополученных доходов или возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
3) за заслуги перед государством в области науки и техники, образования, культуры, искусства и средств массовой информации (гранты, кроме грантов, условиями предоставления которых установлено требование их использования после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при их предоставлении, гранты Президента РФ и Правительства РФ, премии, стипендии и иные поощрения);
4) социально ориентированным некоммерческим организациям, а также иным юридическим лицам, указанным законом (решением) о бюджете;
5) в рамках гособоронзаказа:
- в целях проведения операций на отдельных счетах, открытых в уполномоченных банках;
- в целях обеспечения органов внешней разведки РФ, ФСБ (за исключением средств, предоставляемых юр. лицам на основании гос.контрактов, условия которых содержат положения о казначейском сопровождении таких средств, № 448-ФЗ от 21.11.22);
- в целях обеспечения ГК "Росатом";
6) банкам и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ";
7) Фонду перспективных исследований, источником образования которых являются субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса РФ;
8) при реализации мероприятий, связанных с обеспечением деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ;
9) в целях осуществления Федеральной службой охраны РФ проектно-изыскательских работ, капитального ремонта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства в интересах объектов государственной охраны;
10) некоммерческим организациям в виде имущественного взноса на обеспечение культурной, образовательной и иной общественно полезной деятельности по решению Президента РФ.

ВНИМАНИЕ! В 2024 году операции со средствами субсидий, предоставляемых из федерального бюджета юр. лицам п. 3, 4, 6 (за исключением средств, предоставляемых фондам, осуществляющим предоставление грантов Президента РФ на развитие гражданского общества, на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий), осуществляются на казначейских счетах и отражаются на соответствующих лицевых счетах, открываемых юр. лицам в ТОФК.

На каких участников казначейского сопровождения не распространяется бюджетный мониторинг здесь.

Поставки в гособоронзаказе здесь.

Кто был обязан открывать казначейский счет в 2023 году

Основные документы: № 466 ФЗ от 05.12.2022 "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", Статья 5, № 448-ФЗ от 21.11.2022 (далее - 448 ФЗ), Письмо Минфина № 02-12-09/120900, Казначейства № 07-04-05/05-30995 от 09.12.2022, правила казначейского сопровождения 2023 здесь.

Средства Федерального бюджета (Федеральные заказчики).

Какие договоры, финансироемые за счет счедатв Федерального бюджета, попадают под казначейское сопровождение в 2023 году:
1) субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (не являющимся федеральными бюджетными и автономными учреждениями) в соответствии со статьей 80 БК РФ;
2) взносы в имущество и уставные капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в п.1;
3) авансовые платежи по договорам на поставку товаров (выполнение работ, услуг), заключаемым получателями субсидий и взносов в рамках соглашений, указанных в пп. 1 и 2;
4) авансовые платежи по гос. контрактам на поставку товаров, выполнение работ, услуг (за исключением гособоронзаказа) на сумму 100 млн. рублей и более;
5) авансовые платежи по контрактам на поставку товаров, выполнение работ или услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (абзац 2 п.1 ст.78.1 БК РФ) и на капитальные вложения (ст.78.2 БК РФ);

ГРСФБ вправе принять решения о включении в гос. контракты на поставку товаров (выполнение работ, услуг) на сумму менее 100 млн. рублей и договоры цепочки кооперации условия о казначейском сопровождении при наличии авансов в размере от 30% суммы договора. Постановление №348 от 03.03.2023.

6) расчеты по госконтрактам с единственными поставщиками или подрядчиками, определенными указом или распоряжением Президента РФ, либо Правительства РФ (п.2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ) и (или) в соответствии с иными федеральными законами, принятыми в целях реализации № 44-ФЗ, на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
7) расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу на сумму более 3 млн. рублей , а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
8) авансовые платежи по договорам на поставку товаров, выполнение работ, услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов указанных в п. 3 , 4, 5 (ограничения по сумме нет). НО! если заказчиками являются бюджетные или автономныме учреждения, то по договорам в рамках исполнения п. 4 и 5 не осуществляется казначейское сопровождение, если сумма 3 млн. рублей и менее, 448 ФЗ;
9) средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ.

Исключение - средства, предоставляемые организациям кинематографии, региональным и муниципальным средствам массовой информации, а также политическим партиям в целях компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах.

Перечисление средств, указанных в п. 3, 6, 7, 8 осуществляется в установленном Правительством РФ порядке с лицевых счетов ТОФК, на расчетные счета поставщиков товаров, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих поставку товаров. Если приобретаются строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на расчетные счета поставщиков перечисляются в том числе авансовые платежи. 448 ФЗ.

Если заказчиками госконтрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов КС являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств, указанных в п. 6, 7, 8 осуществляется с лицевых счетов заказчиков сразу на расчетные счета подрядчиков (исполнителей) при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме, установленной Правительством РФ. 448 ФЗ.

ВНИМАНИЕ! Положения закона 448 ФЗ применяются и к договорам, действовавшим до 2023 года. Кроме того, в 2022 году с 600 тыс. до 5 млн рублей была увеличена цена госконтрактов (контрактов цепочки кооперации), при которой предусмотрено казначейское сопровождение. В 2023 году по таким, переходящим с прошлого года контрактам, лимит в 5 млн. рублей сохраняется до полного исполнения обязательств. Письмо Минфина от 3 февраля 2023 г. № 02-14-08/9062.

Часть авансового платежа по госконтрактам на поставку товаров (работ, услуг), за исключением гособоронзаказа, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более может перечисляться на расчетный счет поставщикам (подрядчикам), но в случаях, определенных Правительством РФ.

Оплата поставщикам (исполнителям) по п. 1, 2, 3, 4, 6, 9 (за исключением п. 5, 7, 8) может перечисляться не на лицевые или расчетные, а на отдельные банковские счета (зависит от госконтракта), с последующим обособленным банковским сопровождением по Постановлению №224 от 15.02.2023, подробнее здесь.


Вопросы казначейского сопровождения Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Средства бюджетов Субъектов РФ (местных бюджетов)

1) Средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитального строительства:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг), на сумму 100,0 млн. рублей и более для обеспечения госнужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам на сумму 100,0 млн. рублей и более бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ;
    - субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (в соответствии со статьей 80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) на сумму более 3 млн. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных выше контрактов.

2) Средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, на реализацию инфраструктурных проектов и специальные казначейские кредиты (56-ФЗ от 18.03.23), правилами предоставления которых предусмотрено казначейское сопровождение:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений);
    - субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (статья 80 БК РФ), за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта РФ (местного бюджета);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 3 млн. рублей.

3) расчеты по государственным (муниципальным) контрактам с единственными поставщиками ( п. 2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ и (или) в соответствии с иными законами, принятыми в целях № 44-ФЗ) на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;

Средства, указанные в п. 1, 2, 3, перечисляются с лицевых счетов ТОФК, на расчетные счета поставщиков товаров, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих поставку товаров. Если приобретаются строительные материалы и оборудование, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на расчетные счета поставщиков перечисляются в том числе авансовые платежи. 448 ФЗ от 21.11.22.

Если заказчиками госконтрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов КС являются бюджетные и автономные учреждения, перечисление средств, указанных в п. 1, 2, 3 осуществляется с лицевых счетов заказчиков сразу на расчетные счета подрядчиков (исполнителей) при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме, установленной Правительством РФ.

4) средства, получаемые юр.лицами и ИП, определенные федеральным законом, актом Правительства РФ;
5) иные средства, определенные с учетом положений ст. 242.26 БК РФ.

Согласно пп.1 п.1 ст.242.26 БК РФ казначейскому сопровождению не подлежат авансы и расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым на сумму менее 50 млн. рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) в случаях, установленных законами субъектов РФ (муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления), вправе самостоятельно осуществлять казначейское сопровождение средств. Порядок санкционирования в Постановлении от 01.12.2021 N 2155.

При осуществлении закупок у ед. поставщика на основании Решения высшего исполнительного органа субъекта РФ, расчеты:

    1. по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым в 2023 году на сумму более 3 000,0 тыс. рублей, а также по контрактам кооперации на сумму более 3 000,0 тыс. рублей, подлежат казначейскому сопровождению;
    2. по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в 2022 году, а также контрактам, заключенным и заключаемым в 2022 и 2023 годах в целях исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов, казначейскому сопровождению не подлежат. Письмо Минфина России от 13.03.2023 N 02-14-08/20915.

На каких участников казначейского сопровождения не распространяется бюджетный мониторинг здесь.

Поставки в гособоронзаказе здесь.

Кто был обязан открывать казначейский счет в 2022 году

Федеральные законы от 28.05.2022 N 146-ФЗ, от 06.12.2021 N 390-ФЗ, Постановление от 02.08.2022 №1368, а так же письмом Минфина России N 09-02-09/1648, Казначейства России N 07-04-05/04-479 от 14.01.2022.

Средства Федерального бюджета (Федеральные заказчики).

Какие договоры, финансироемые за счет счедатв Федерального бюджета, попадают под казначейское сопровождение в 2022 году:
1) субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями или муниципальными унитарными предприятиями в соответствии со статьей 80 БК РФ;
2) субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям, по отдельным решениям Президента РФ, Правительства РФ, субъекта РФ, органами местной власти и т.д. (в соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 4 статьи 78.1) и субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (статья 78.2 БК РФ);
3) взносы в имущество и уставные капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в пунктах 1 и 2 ;
4) авансовые платежи по договорам о поставке товаров ( выполнении работ, услуг), заключаемым получателями бюджетных средств указанными в пунктах 1 , 2 , 3 с исполнителями (за исключением юр.лиц, производящих станкоинструментальную продукцию, отнесенную по ОКПД 2 к кодам 25.73.4, 26.20.40.150, 28.24.1, 28.4 при наличии безотзывной банковской гарантии, Распоряжение № 655-р от 28.03.2022) ;

При этом в рамках гос. контрактов, заключенных после 28 мая 2022, перечисление средств по договорам на закупку товаров осуществлялось с лицевых счетов заказчиков, открытых в ТОФК, на счета поставщиков в банке при представлении документов, подтверждающих поставку товаров (не аванс). Если приобретались строительные материалы и оборудование, включенные в сметную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на обычный расчетный счет поставщика перечислялись в том числе авансовые платежи, но по утвержденному перечню (форма в Постановлении 1182 от 01.07.2022). 146-ФЗ от 28.05.2022, письмо казначейства № 07-04-05/04-14080 от 09.06.2022.

Минфин и Федеральное казначейство считали возможным применять предусмотренные 146-ФЗ положения, в том числе при исполнении контрактов, заключенных до вступления в силу Федерального закона N 146-ФЗ (то есть до 28.05.2022), если соответствующие изменения (о порядке оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, перечислении авансовых платежей за строительные материалы и оборудование) были внесены в контракт. Письмо Минфина N 09-02-09/66304, Казначейства N 07-04-05/04-16919 от 08.07.2022.

5) авансовые платежи по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, услуг (за исключением гособоронзаказа) на сумму 100 млн. рублей и более;
6) расчеты по госконтрактам с единственными поставщиками (подрядчиками), определенными указом или распоряжением Президента РФ, либо Правительства РФ. (п.2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ) на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ), а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ);
7) расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ), а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ);
8) авансовые платежи по договорам на поставку товаров, выполнение работ, услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов указанных в пункте 4 (на всю сумму) и пункте 5 (по ГК, заключенным после 28.05.2022 на сумму более 5 млн. рублей, 146-ФЗ);

Для п. 6,7,8 в рамках гос. контрактов, заключенных после 28 мая 2022, действовало правило: оплата за товар, оборудование, строительные материалы с лицевых счетов заказчиков на счета поставщиков в банке аналогична п.4. Оплата по договорам, предметом которых являются строительство (реконструкция), капитальный ремонт ОКС, осуществлялась с лицевых счетов заказчиков, открытых в ТОФК, на обычные расчетные счета, открытые подрядчикам, при представлении заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком в целях выполнения оплачиваемых работ. 146-ФЗ от 28.05.2022, письмо казначейства № 07-04-05/04-14080 от 09.06.2022.

9) средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ.


Оплата поставщикам (исполнителям) по п. 1,2,3,4,5,6,9 (за исключением п.7,8) могла перечисляться не на расчетные, а на отдельные банковские счета (зависит от госконтракта), с последующим обособленным банковским сопровождением по Постановлению №1368 от 02.08.2022, подробнее здесь.

Если в ранее заключенных госконтрактах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) условия о выплате авансовых платежей не были предусмотрены, то при возникновении обстоятельств, влекущих к невозможности исполнения обязательств, при первом изменении, в заключенный госконтракт можно было включить условие об авансировании. Заказчик обязан был установить размер аванса от 50 до 90 %, если госконтракт под казначейским сопровождением (расчеты или авансы); был вправе увеличить аванс до 50 % - в случае, если госконтракт не подлежит казначейскому сопровождению. Постановление № 505 от 29.03.2022 г, Письмо Минфина N 09-01-09/39495 от 28.04.2022.


Вопросы казначейского сопровождения Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Средства бюджетов Субъектов РФ (местных бюджетов)

1) Средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитального строительства:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг), на сумму 100,0 млн. рублей и более для обеспечения госнужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам на сумму 100,0 млн. рублей и более бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ;
    - субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (в соответствии со статьей 80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ) исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных выше контрактов.

2) Средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, на реализацию инфраструктурных проектов, правилами предоставления которых предусмотрено казначейское сопровождение:

    - расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
    - расчеты по контрактам бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений); - субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (статья 80 БК РФ);
    - субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
    - бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
    - расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 600,0 тыс. (по ГК, заключенным после 28.05.2022 - более 5 млн. рублей, 146-ФЗ).

3) расчеты по государственным контрактам с единственными поставщиками ( п. 2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ) на сумму более 600,0 тыс. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 600,0 тыс. рублей;

В рамках гос.контрактов, заключенных после 28 мая 2022, для п. 1,2,3 перечисление средств по договорам на закупку товаров осуществлялось с лицевых счетов заказчиков, открытых в ТОФК, на счета поставщиков в банке при представлении документов, подтверждающих поставку товаров (не аванс). Если приобретались строительные материалы и оборудование, включенные в сметную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, на обычный расчетный счет поставщика перечислялись в том числе авансовые платежи, но по утвержденному перечню (форма в Постановлении 1182 от 01.07.2022).
Для п. 1,2 при оплате по договорам, предметом которых являлись строительство (реконструкция) на обычные расчетные счета, открытые подрядчикам, заказчи обязаны были предоставить в ТОФК документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, а также реестр документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком . 146-ФЗ от 28.05.2022, письмо казначейства № 07-04-05/04-14080 от 09.06.2022.

4) средства, определенные федеральным законом, актом Правительства РФ;
5) иные средства, определенные с учетом положений ст. 242.26 БК РФ.

В отношении целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению в ТОФК в соответствии с положениями закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, до вступления в силу закона N 244-ФЗ, казначейское сопровождение осуществлялось Федеральным казначейством до полного их исполнения в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу закона N 244-ФЗ (письмо Минфина N 09-02-10/1651, Казначейства N 07-04-05/04-480 от 14.01.2022 "О реализации с 1 января 2022 года статьи 242.26 БК РФ").

Кто обязан открывать казначейский счет в 2024 году