Договор по 223 ФЗ, 44 ФЗ и 275 ФЗ. Обязательные условия.


Сотрудники отдела продаж часто считают, что если в договоре с заказчиком упоминается Федеральный закон 223 ФЗ или 44 ФЗ, то этот договор не имеет отношения к Федеральному закону от 29.12.2012 № 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе». И в этом кроется ошибка.

Как сочетаются законы 223 ФЗ, 44 ФЗ и 275 ФЗ.

Законы 223 ФЗ и 44 ФЗ регулируют процесс закупок, а закон 275 ФЗ устанавливает правовые основы отношений, связанных в первую очередь с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственным контролем, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги ГОЗ. Таким образом, Договор в гособоронзаказе попадает одновременно под действие двух законов 223 ФЗ (или 44 ФЗ) и 275 ФЗ.

В свою очередь, закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ отличаются перечнем заказчиков.

ФЗ № 44 ФЗ № 223. Постановлении от 11.12.2014 № 1352
государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 %
орган, управляющий внебюджетным фондом государства юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства
Роскосмос, Росатом естественные монополии
бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов

Закон 44-ФЗ, строго регламентирует проведение закупок государственными и муниципальными заказчиками, внести изменения практически нельзя. Закон 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур. Но эти правила должны быть прописаны в Положении о закупке и в дальнейшем учтены при составлении договора.

Договор по 223 ФЗ, 44 ФЗ и 275 ФЗ

Как определить, что договор имеет отношение к ГОЗ.

Какие признаки говорят о том, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа.
Во-первых, наличие Идентификатора государственного контракта (ИГК). Если ИГК состоит из 25 цифр и первые четыре цифры напоминают год начала и окончания контракта (например 2324), это скорее всего гособоронзаказ. Из 25 цифр может состоять и ИГК договора, финансируемого за счет средств субъекта РФ или местного бюджета, или договора о капитальных вложениях. Договор с ИГК, состоящем из 20 цифр, тоже может быть в рамках ГОЗ, если был заключен ранее 2019 года (при казначейском сопровождении).
ИГК может быть указан в контракте следующими способами (одним или несколькими):

    - через символ «/» перед номером контракта;
    - непосредственно в тексте контракта путем указания номера ИГК;
    - указания реквизитов государственного контракта, контракта, содержащих ИГК, в целях выполнения которого заключен представленный контракт;
    - в разделе контракта «реквизиты».

Во-вторых, прямое указание на то, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа.
В-третьих, в реквизитах заказчика присутствует отдельный банковский счет (ОБС), 20-значный счет, содержащий первые 5 цифр – 40706, 40506, 40606 или 40825.
В-четвертых, в тексте договора (бюджет 2021 года и ранее) с казначейским сопровождением есть ссылка на закон 275 ФЗ, или одно из постановлений: N 2153 от 18.12.2020 г., N 1819 от 25.12.2019 г. В 2022-2023 годах Постановление 2024 от 24.11.2021 одно на госзаказ и на гособоронзаказ. Отличия банковского и казначейского сопровождения ГОЗ здесь


Практические рекомендации по составлению и выполнению договоров Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС), субсидий 2023.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Обязательные условия договора гособоронзаказа.

Примерные условия госконтракта перечислены в Постановлении № 1275 от 26.12.2013. Типовые условия контракта в новом Постановлении 1658 от 19.09.2022. Причем исполнители обязаны включать типовые условия в контракт, 210-ФЗ от 28.06.2022 (все обязанности здесь).

Юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказываться от заключения контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ в рамках специальных мер в сфере экономики (272-ФЗ от 14.07.2022).

Контрактом ГОЗ будем называть договор, в котором:
В-первых, соблюдена письменная форма.
Во-вторых, предмет контракта (существенное условие) содержит четкое определение «единицы» и «количества» поставляемой продукции (вид услуг), страну происхождения. Включает условия, определяющие качество, комплектность, соответствие обязательным требованиям. В случае гос. закупки в порядке, установленном законами 223 ФЗ или 44 ФЗ.
В-третьих, указаны другие существенные условия договора:


При банковском сопровождении в контракт включаются условия осуществления расчетов только с использованием отдельного счета (ОБС), соблюдения режима его использования и реквизиты. Как работать с ОБС здесь.

При казначейском сопровождении ГОС и ГОЗ в контракте обязательно прописываются условия сопровождения (режим лицевого счета) исходя из того, средства какого бюджета расходуются. Каждый год выходит новый закон о бюджете и постановление "О правилах казначейского сопровождения". В 2023 году это Постановление № 2024 от 24.11.21 и № № 466 ФЗ от 05.12.2022.


В общем случае при закупках по 44 ФЗ срок оплаты должен составлять не более 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке с использованием ГИС ЕИС, не более 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке, сформированного без использования ГИС ЕИС, а также если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению (104-ФЗ от 16.04.2022 г). Но по гос.контрактом в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, не более 30 дней с даты подписания гос.заказчиком документа о приемке (Постановление №1290 от 16.07.2022).

Если цена на продукцию в контракте устанавливается в виде ориентировочной либо возмещающей издержки, в таком контракте необходимо прописать условия и порядок перевода в фиксированную цену.

В-четвертых, указание, что контракт заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа и реквизиты соответствующего госконтракта, включая его идентификатор (ИГК).
В-пятых, перечень прав и обязанностей исполнителя и заказчика. Основное право исполнителя - требовать своевременную оплату, а обязанности:

    - по поставке продукции, соответствующей обязательным требованиям;
    - по обеспечению раздельного учета затрат, подробнее здесь.;
    - по обеспечению допуска уполномоченных представителей заказчика для контроля;
    - по проведению предусмотренных технической документацией испытаний опытных и серийных образцов (комплексов, систем), а также материалов и комплектующих изделий;
    - по соответствию требованиям в установленных сферах;
    - по обеспечению устранения за свой счет недостатков и дефектов;
    - по обеспечению соответствия поставок продукции, в том числе материалов и комплектующих, требованиям законодательства ГОЗ и условиям контракта;
    - по предоставлению по запросу головного исполнителя предложения о цене (в том числе обосновывающие такую цену документы), информации о затратах, а также информации, необходимой для изменения цены, подробнее здесь..

Основные права и обязанности заказчика:

    - требовать от исполнителя надлежащего исполнения обязательств;
    - требовать от исполнителя своевременного устранения выявленных недостатков продукции;
    - осуществлять контроль исполнения контракта;
    - участвовать в испытаниях образцов (комплексов, систем), материалов и комплектующих;
    - принимать поставленную продукцию, соответствующую требованиям контракта, и оплачивать на указанных в нем условиях.

В-шестых, положения, определяющие порядок исполнения контракта:

    - сведения о месте, способе и об условии поставки;
    - условия об оценке продукции на соответствие требованиям о техническом регулировании РФ;
    - перечень отчетных документов для приемки продукции и ее оплаты;
    - порядок осуществления взаимодействия с военными представительствами (ВП) при проведении контроля качества, если такой контроль предусмотрен;
    - порядок и сроки приемки заказчиком поставляемой, а также порядок и сроки оформления результатов приемки и отчетных документов, или мотивированного отказа;
    - порядок возмещения убытков;
    - порядок и сроки передачи заказчиком исполнителю исходных данных, проектной, разрешительной, технической и иной документации, продукции, сырья, материалов и другого имущества;
    - порядок и сроки рассмотрения сторонами предложений по внесению изменений в условия контракта.

В 2023 году широко применяется практика заключения рамочных договоров ГОЗ. В рамочном договоре определяются общие (типовые) условия отношений сторон. Дополнительными соглашениями (спецификациями) информация конкретизируется. Дополнительные соглашения могут быть направлены на исполнение обязательств как по одному, так и по различным госконтрактам (с разными ИГК) и, в частности, содержать:
- ИГК госконтракта;
- цену продукции;
- наименование (номенклатуру), количество поставляемой продукции и т.д.
Рамочный договор в совокупности с каждым дополнительным соглашением (спецификацией) к нему должны учитывать требования Постановления № 1658 от 19.08.2022 и не должны противоречить 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Другие важные условия договора гособоронзаказа.

Во-первых, отсутствие или наличие авансов, их объемы и сроки выплаты.

Обязателен аванс не менее 80 % цены контракта 2022-2024 годов, если предметом поставки являются промышленные товары для государственных и муниципальных нужд, нужд обороны страны и безопасности государства, на которые распространяется запрет на допуск в случае происхождения из иностранных государств (44-ФЗ ч.3 ст.14), и они включены в перечень Постановления № 2411 от 24.12.2022.

Во-вторых, источник финансирования, вид цены (твердая фиксированная, ориентировочная, возмещающая издержки), а также порядок ее формирования (расчета), и авансирования. Условия, при которых цена может быть изменена.

В случае если ориентировочной (уточняемой) цены или цены, возмещающей издержки, устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида цены, а также порядок изменения этого вида цены на фиксированную цену.
В 2022 году контракт ГОЗ с единственным поставщиком по цене, подлежащей регистрации, может быть заключен по ориентировочной цене без регистрации в ФАС России (Распоряжение № 408-р от 04.03.2022), или по цене, не превышающей показатели государственного оборонного заказа, при условии определения цены на продукцию в соответствии с Постановлением N 1465 от 02.12.2017 в течение 6 мес. со дня заключения такого гос.контракта (Распоряжение № 559-р от 21.03.2022).

В-третьих, размер прибыли и возможность ее перечисления на расчетный счет после выполнения контракта.

По договоренности с заказчиком может быть оформлена скидка на продукцию гособоронзаказа. При этом в контракте, либо в дополнительном соглашении должна быть указана как цена единицы продукции, определенная в соответствии с Постановлением 1465 от 02.12.2017, так и цена единицы продукции, определенная по соглашению сторон. Постановление 935 от 21.05.2022, подробнее здесь.

В-четвертых, способ привлечения исполнителя в кооперацию ГОЗ.
В-пятых, в случае если до заключения контракта сформирован за счет собственных средств запас продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимый для выполнения государственного оборонного заказа, при заключении соответствующего контракта надо об этом прописать. Подробнее о поставках ГОЗ из запаса здесь.

В-шестых, в контракте прописываются положения об ответственности сторон, способ обеспечения, его размер и сроки возврата. Условия принятия товара покупателем и действия в случае наличия претензий (возврат и замена брака, обработка рекламаций и т.д.). В связи с внедрением контрактов жизненного цикла, обеспечение обязательств по поставке товара (выполнению работ) надо указывать отдельно от обеспечения обязательств по обслуживанию, ремонту, утилизации. Подробнее о ответственности ГОЗ здесь.

В-седьмых, необходимо корректно оформить раздел «Права на результаты интеллектуальной деятельности».

Если в результате выполнения госконтракта получены результаты интеллектуальной деятельности (РИД), непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности страны, исполнитель должен направить в федеральный орган исполнительной власти, по заказу которого выполняется контракт, уведомление о создании РИД. Сведения о ноу-хау вносятся в специальный Реестр РИД. Подробнее здесь.

В-восьмых, способ закрытия контракта, и т.д.

Есть еще ряд документов, которые стоит учитывать в режиме специальных мер 2023. Подробнее здесь.

В контракте может содержаться информация о наличии сведений, составляющих государственную или служебную тайну, сведений, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ, конфиденциальной информации и при необходимости - обязательства сторон по их неразглашению, по проведению и контролю сторонами мероприятий по защите этих сведений (информации) и (или) перечень таких мероприятий. Как работать с документами "ДСП" здесь.

На самом деле разглядеть последствия того или иного условия, прописанного в договоре, может только человек с хорошим опытом работы с гособоронзаказом. А последствия могут быть самые серьезные, учитывая ст.201.2 УК ч.2, подробнее здесь.


Формулировки в договор, предотвращающие дальнейшее "застревание" денег и защищающие интересы исполнителя.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Как изменить условия договора по 223 ФЗ, 44 ФЗ, 275 ФЗ.

Сложно изменить существенные условия договора. Если контрактация проходила по 44 ФЗ, то все возможные случаи изменения условий контракта обозначены в ч.1 ст.95 44 ФЗ. Поменять существенные условия контракта при его исполнении не получится, за исключением:

    а) снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
    б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 % или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 %.

Постановление от 15.10.2022 N 1838. По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта для обеспечения федеральных нужд (субъектам РФ и местным бюджетам даны рекомендации), если возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в РФ. Неустойки списываются. Исполнители не будут включаться в реестр недобросовестных поставщиков.

Федеральный закон от 14.07.2022 N 272-ФЗ. По предложению гос. заказчиков допускается увеличение или уменьшение количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги по контракту ГОЗ. Цена единицы товара в этом случае определяется как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (закупки по 44 ФЗ).

Федеральные законы от 04.11.2022 N 420-ФЗ, от 08.03.2022 N 46-ФЗ, Письмо Минфина от 12.04.2022 N 24-01-07/31697. Допускается изменение любых существенных условий контракта (в том числе цены и срока исполнения), заключенного до 1 января 2024 года, при невозможности его исполнения по независящим от сторон обстоятельствам, но на основании решения гос. органов (закупки по 44 ФЗ).

Федеральный закон от 04.11.2022 N 420-ФЗ. До 31 декабря 2023 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях (закупки по 44 ФЗ):
выполнения работы по мобилизационной подготовке;
- в целях проведения специальной военной операции;
- закупок товаров, работ, услуг для органов внешней разведки РФ, ФСБ, гос. охраны и т.д.;
- на оказание услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва.


При невозможности исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству и реконструкции (Постановление от 16.04.2022 N 680), ремонт и/или содержание автодорог (Постановление от 28.06.2022 N 1148) в 2022-2023 годах допускаются изменения существенных условий контракта, в том числе сроков, цены более чем на 30 %, но в пределах лимитов бюджетных обязательств. Ранее Постановлением от 09.08.2021 N 1315 разрешалось увеличить цену не более чем на 30 % и без увеличения срока исполнения контракта. Как оформить изменеие здесь. При этом не могут быть изменены существенные условия договоров, заключенных заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками (закупки по 44 ФЗ). Письмо Минфина от 12.07.2022 N 24-01-07/66840.

При исполнении госконтрактов, заключенных до 01.01.2024, предметом которых является выполнение НИР, ОКТР в сфере авиастроения, по которым заказчиком является Минпромторг, допускается изменение сроков выполнения работ до 24 месяцев, объема и видов работ, цены в пределах лимитов бюджетных обязательств, порядка приемки и оплаты, если возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения. Постановление от 20.12.2022 N 2349.


В отличие от закона 44-ФЗ, 223-ФЗ не ограничивает заказчиков в праве вносить изменения в договоры, заключенные по итогам закупок (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ). Ограничение на внесение изменений может следовать из текста положения о закупке, либо из текста договора, который предполагается изменить. Предмет договора дополнительным соглашением изменить нельзя.

Основанием для изменения или расторжения договора ГОЗ, как правило, является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Особенно серьезные основания должны быть для изменения цены.

В гособоронзаказе есть понятие «существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции», которые являются основанием для пересмотра базовой цены (п.2 Постановления от 02.12.17 №1465). Это обстоятельства, при наступлении которых происходит изменение себестоимости продукции в текущем году по сравнению базовым более чем на 5 % и при снижении плановой прибыли ниже 10 % собственных затрат (если их доля 20 % и более), в результате действия одного или нескольких факторов:

    изменение требований к поставляемой продукции заказчиком, повлекшее внесение изменений в конструкторскую и (или) техническую документацию;
    - изменение ежегодного объема поставки продукции и (или) выручки организации;
    - изменение курса рубля к иностранным валютам;
    - принятие федеральных законов или иных нормативных правовых актов;
    - изменение объема, состава специальных затрат,затрат на подготовку и освоение производства;
    - изменение схемы использования давальческих материальных ресурсов;
    - изменение цены продукции, поставляемой в рамках кооперации ГК "Росатом".

Правила, в соответствии с которыми возможно внести изменения в договор и по 223-ФЗ и 44 ФЗ, и 275 ФЗ лучше предусмотреть сразу в тексте самого договора. Тогда при корректировке можно будет придерживаться принятой формы.

Существует порядок урегулирования разногласий между госзаказчиком и поставщиком, подробнее здесь

Как расторгнуть договор по 223 ФЗ, 44 ФЗ, 275 ФЗ.

Расторгнуть договор можно тремя способами:
- по соглашению сторон;
- по решению суда (при существенном нарушении условий контрагентом, в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и договором), при этом надо доказать существенность нарушений (зафиксировать нарушения или провести независимую экспертизу качества товара, услуги);
- в одностороннем порядке (если такая возможность прописана в положении о закупке или ГК РФ).

Нормативный срок хранения документов (Приказ Росархива от 20.12.2019 г. N 236):

    - договоры, соглашения, контракты, документы (акты, протоколы разногласий) к ним - 5 лет после истечения срока действия или исполнения обязательств договора;
    - расчеты, заключения, справки, переписка – 5 лет.

Сроки хранения документов в случае научно-технической и производственной деятельности в Приказе Росархива от 28.12.2021 N 142.

Нарушения при заключении договора по 223 ФЗ, 44 ФЗ, 275 ФЗ.

Выполнение договора по 223 ФЗ или 44 ФЗ в сочетании с 275 ФЗ не легкая задача. И ответственность тоже серьезная. Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ здесь

Нормативный документ Фрагмент текста документа
Арбитражноый процессуальный кодекс РФ (в редакции от 01.07.2021 N 282-ФЗ). Статья 52. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа ... и о применении последствий недействительности таких сделок;
с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок ...и о применении последствий недействительности таких сделок...
Кодекс РФ об административных правонарушениях Статья 14.55.2. Совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта …. -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Кодекс РФ об административных правонарушениях Статья 7.32. п.4. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
п.4.1. Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

Есть ряд формулировок (касающихся формирования запасов, ценообразования, оплаты и т.д.), наличие которых в договоре ГОЗ дает возможность не только во время перечислить денежные средства с ОБС или лицевого счетов, но и обосновать свою позицию на случай проверки контролирующими органами по окончании договора. Текст формулировок зависит от конкретной ситуации.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

Перечень основных нормативных документов ГОЗ здесь

Сложно понять специфику государственного оборонного заказа, не владея терминологией ГОЗ. Вы вкладываете в понятие один смысл, а на поверку он оказывается совсем другим.

Затраты на продукцию ГОЗ должны быть оправданы. О том, как обосновать затраты здесь.