Как подтвердить, что затраты и цена продукции ГОС и ГОЗ соответствуют уровню, сложившемуся на товарном рынке.


Что, если вы не монополист, не один из воротил, а просто решили выйти на рынок госзаказа (ГОС) или гособоронзаказа (ГОЗ), чтобы избавиться от излишков и получить немного денег? По какой цене продавать, а главное закупать продукцию и комплектующие? Обычно цена на товарном рынке – это цена сделки, добровольно признанная сторонами справедливой. Реальные затраты продавца, себестоимость, на обычном рынке никого из покупателей не интересует. Другое дело – ГОС и ГОЗ. Здесь денежные вопросы прописаны, жестко регламентированы, и в них много «подводных камней».

Обоснование затрат в госзаказе (ГОС).

Обоснование затрат в госзаказе мало чем отличается от обоснования затрат в гособоронзаказе (подробнее ниже). Есть нюансы своеобразного подхода казначейства при анализе экономической обоснованности затрат в случае расширенного сопровождения контракта. Подробнее здесь.. Но в целом, обоснованными являются затраты, соответствующие критериям:

    - затраты осуществляются в процессе производства и реализации работ, услуг, являющихся предметом проверяемого контракта;
    - затраты подтверждены первичными учетными документами;
    - товары, работы, услуги приобретены в целях исполнения контракта в необходимом объеме, надлежащего качества и по ценам не выше рыночных;
    - предельный уровень прибыли и накладных расходов соответствует размеру, установленному Правовым актом, отраслевым законодательством или условиями контракта.

Перечень проблемных вопросов и алгоритм выполнения простого ГОСЗАКАЗА здесь.

Обоснование затрат в гособоронзаказе (ГОЗ)

С вопросом обоснования цены участник ГОЗ сталкивается как минимум дважды. Сначала как поставщик (исполнитель), при обосновывании начальной максимальной цены контратка (НМЦК).

Исполнитель ГОЗ не вправе предлагать заказчику цену, выше чем цена на данную продукцию на рынке (ч.3 ст.8 № 275-ФЗ) независимо от того, попадает она под государственное регулирование (Постановление № 1465 от 02.12.2017), или нет.

Затем уже как покупатель (заказчик). Распоряжаясь средствами со спецсчета в уполномоченном банке или лицевого счета в казначействе, он должен доказать, что деньги, во-первых, не ушли на цели, не связанные с выполнением конкретного контракта ГОЗ, во-вторых, что затраты оправданы.

Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Как оформить предложение о цене на продукцию ГОЗ здесь.

Как подтвердить, что затраты экономически обоснованы?

Полный перечень затрат на создание оборонной продукции изложен в новом Приказе Минпромторга № 334 от 08.02.2019. Применяется в отношении договоров, заключенных после 29 апреля 2019 года. По ранее заключенным договорам действует Приказ № 200 от 23.08.2006 г.. Остановимся на основных позициях:


Затраты на оплату труда. Зависят от трудоемкости и тарифных ставок. Нормировании труда здесь.
Накладные расходы (общехозяйственные и общепроизводственные). Состав затрат отличается от принятого в бухгалтерском и налоговом учетах. Размер зависит от метода распределения, который, в свою очередь, подтверждается учётной политикой организации и раздельным учетом. О раздельном учете здесь.
Материальные затраты. Как быть с самой большой статьей - покупкой материалов и комплектующих (работ, услуг производственного характера)? Это прямые затраты и в ГОЗ. Они относятся на себестоимость продукции исходя из норм и нормативов расхода и цен приобретения. Нормативы расхода, нормирование - отдельная тема, в которую можно нырнуть очень глубоко. Остановимся на обосновании уровня цены приобретения.

Необходимо подтвердить, что продукция, в том числе материалы и комплектующие изделия, поставляется в соответствии с техническими условиями, техническим заданием, конструкторской и технологической документацией, иными документами.


Как составить и экономически обосновать калькуляцию или структуру затрат.
: +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Итак, как обосновывать ценовой уровень затрат.

Как обычному коммерческому предприятию доказать, что материальные затраты соответствуют уровню, сложившемуся на товарном рынке? Если цена продукции подлежит государственному регулированию, то перечень документов, представляемых вместе с предложением о цене, приведен в п.37 Постановления 1465 от 02.12.2017 г. В случае метода сравнимой цены это:

    - сведения о предлагаемой цене на продукцию;
    - пояснительные материалы в произвольной форме, обосновывающие выбор сравнимой продукции для определения цены на планируемую к поставке продукцию;
    - сведения о цене на сравнимую продукцию с соответствующими пояснительными материалами в произвольной форме;
    - расчеты и обоснования цены на планируемую к поставке продукцию в произвольной форме (четких требований к пояснительным материалам нет, но можно воспользоваться Приказом Госкорпорации "Роскосмос" от 31.12.2020 N 400).

Из практики следует, что самый лучший способ - провести конкурентную закупку (аукцион, конкурс, запрос предложений и котировок).

Исполнители ГОЗ обязаны представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах повышения поставщиками (подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие, работы, услуги, если установленная или предлагаемая цена более чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, относительно цен предыдущих периодов.

Существует много государственных и коммерческих электронных площадок. Что делать, если нет возможности выйти на электронную площадку? Предлагаем воспользоваться методиками, используемыми для обоснования НМЦК в закупках. Здесь пригодится Приказ Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта...».

Пять утвержденных законом методов обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК): метод анализа рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. Приоритетный способ — метод анализа рынка. На нем и остановимся.

Итак, порядок действий по максимуму (выбираете то, что вам подходит).

Во-первых, определяете потребность в конкретном товаре, работе, услуге в соответствии с техническим заданием, конструкторской и технологической документацией, иными нормативно-техническими документами, относящимися к данному заказу ГОЗ.

Во-вторых, проводите анализ рынка. Что для этого можно сделать:

1. Направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем трем, а лучше пяти поставщикам (подрядчикам), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе.
В запросе перечисляются сведения о наименовании и основных характеристиках товара, работ, услуг, требуемом их количестве, перечень сведений, необходимых для определения их идентичности или однородности. Обязательно следует указать основные условия исполнения договора: предполагаемый срок проведения закупки, порядок поставки (выполнения работ, оказания услуг)и т.д, а также срок предоставления ценовой информации. В конце запроса ценовой информации обязательно надо указать контактное лицо, а также то, что такой запрос, будучи процедурой сбора информации, не влечет за собой возникновения обязательств. Если количество поставляемых товаров, объем работ, оказанию услуг невозможно определить, запросить цену единицы товара, работы, услуги.

Сведения, раскрывающие информацию об обеспечении (банковской гарантии) государственного контракта (договора, соглашения), о поставщике, заказчике, ИГК, предмете государственного контракта (договора, соглашения), номенклатуре, перечне военной продукции, наименовании кредитной организации (в части банковской гарантии) являются служебной тайной в области обороны (п.448 перечня Приказа Минобороны №22 от 17.01.2022 г.). Подробнее здесь.

2. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, которые исполнены и по которым не было неустойки с поставщика.

3. Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится в том числе:

    - цена товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц (публичная оферта);
    - прайс-листы поставщиков с их официального сайта;
    - котировки на российских биржах и иностранных биржах;
    - котировки на электронных площадках;
    - данные государственной статистической отчетности о ценах;
    - цены на официальных источниках информации гос. органов и международных организаций;
    - данные о рыночной стоимости объектов оценки;
    - информация информационно-ценовых агентств на условиях раскрытия методологии расчета цен.

Не рекомендуется использовать ценовую информацию:
представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков;
- полученную из анонимных источников;
- содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих его требованиям;
- не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

В-третьих, определяете среднюю цену, рассчитываете отклонения и сопоставляете условия.

Цены, используемые в расчетах, надо приводить в соответствие с условиями планируемой закупки с помощью коэффициентов или индексов, с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В том числе могут быть учтены следующие условия:

    - срок исполнения контракта;
    - количество товара, объем работ, услуг;
    - наличие и размер аванса по контракту;
    - место поставки;
    - срок и объем гарантии качества;
    - изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг);
    - дополнительная номенклатура (комплектация);
    - размер обеспечения исполнения контракта;
    - срок формирования ценовой информации;
    - изменение в налогообложении;
    - масштабность выполнения работ, оказания услуг;
    - изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);
    - изменение таможенных пошлин.

По умолчанию ценовая информация считается актуальной полгода. Коммерческие предложения от прошлой закупки можно приводить к текущему периоду, высчитывать коэффициенты:

Индексы цен

ВАЖНО! Определить Коэффициент вариации (разброса цены) по формуле:

Коэффициент вариации

Если коэффициент вариации превышает 33%, провести дополнительный поиск информации.

И, наконец, расчет цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка):

Индексы цен

Цена, рассчитанная по всем правилам, не должна быть существенно выше средней по региону (часто мнение проверяющих сводится к тому, что цена должна быть не средняя, а минимальная).

В-пятых, оформляете результ, в виде документа об обосновании цены, содержащего информацию:

    - об объекте закупки;
    - о методе определения цены и обоснования, почему его выбрали;
    - о дате формирования цены;
    - расчет цены;
    - реквизиты документов, на основании которых производился расчет;
    - подписи ответственных лиц и дату.

Коммерческие предложения, другая ценовая информация должны быть зарегистрированы в установленном порядке в делопроизводстве. В коммерческом предложении обязательно наличие даты, позволяющей отождествить его с запросом.

В-шестых, оригиналы использованных при определении, обосновании цен документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке. С 1 января 2022 года документы по закупкам заказчики должны хранить не менее шести лет (подп. «з» п. 4 ст. 5 Закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ).

Надеемся, нам удалось достаточно сильно потоптаться по вашим мозолям, чтобы у вас возникло желание заняться изучением темы гособоронзаказа всерьез. В каком порядке лучше выполнять ГОЗ, чтобы ничего не забыть, здесь

Проще поймать редкого покемона, чем собрать вместе все нормативные документы, необходимые для выполнения ГОЗ. Еще сложнее понять детали.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ здесь.

Основные нарушения в сфере закупок ГОЗ и их последствия.

Нарушение Санкции
Принятие решения о размещении ГОЗ у единственного поставщика в случае, если определение поставщика в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. Штраф на должностных лиц 100 тыс. руб.(ст.7.29 КоАП).
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию ГОЗ. Штраф на от 300 тыс. до 1 млн. руб.(ст.14.55.2 КоАП).
Изменение условий гос. контракта ГОЗ, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий гос. контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Штраф 500 тыс. руб. Если такие действия повлекли дополнительное расходование средств бюджета или уменьшение количества товаров, объема работ, услуг - штраф в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены.(ст.7.32 КоАП).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета (искажение сумм расходов не менее чем на 10 %) Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 15.37.2 КоАП РФ).
Злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ, повлекшее тяжкие последствия. Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

Список основных нормативных документов ГОЗ с комментариями здесь.
Гос.контракт часто бывает с казначейским сопровождением. Кто обязан открывать казначейский счет здесь.
Как открыть лицевой счет в казначействе, как проводить оплату или забрать остатки денежных средств здесь.

Понятно, что в такой специфической сфере как ГОЗ приходится быть осторожным, как сапер на минном поле. Особенно важно знать тонкости работы с ГОЗ на этапе заключения контракта.
Во-первых, есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых, есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов.
В-третьих, есть алгоритм работы с ГОЗ, включающий калькулирование цены, прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем.


Типичные ошибки при обосновании трудовых и материальных затрат. Новый подод к проверкам ТОФК в 2022 году.
: +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Желаем успехов в прохождении конкурсных процедур! Если в результате победы в конкурсе вы стали исполнителем гособоронзаказа (ГОЗ), обращайтесь в НТЦ АПБ.