Как подтвердить, что затраты и цена продукции ГОЗ соответствуют уровню, сложившемуся на товарном рынке.


Что, если вы не монополист, не один из воротил, а просто решили выйти на рынок гособоронзаказа (ГОЗ), чтобы избавиться от излишков и получить немного денег? По какой цене продавать, а главное закупать продукцию и комплектующие? Обычно цена на товарном рынке – это цена сделки, добровольно признанная сторонами справедливой. Реальные затраты продавца, себестоимость, на обычном рынке никого из покупателей не интересует. Другое дело – ГОЗ. Здесь денежные вопросы прописаны, жестко регламентированы и в них много «подводных камней».

С вопросом обоснования цены участник ГОЗ сталкивается как минимум дважды. Сначала как поставщик (исполнитель), при обосновывании начальной максимальной цены контратка (НМЦК).

Основные документы: Приказ ФАС России от 31 января 2018 года № 116/18 (формы документов и РКМ для НМЦК), Постановление от 2 декабря 2017 года № 1465. Приоритет использования методов анализа рыночных индикаторов и сравнимой цены при определении поставщиков ГОЗ. Превышение цен является признаком запрещенного частью 3 статьи 8 от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ необоснованного завышения цены.

Затем уже как покупатель (заказчик). Распоряжаясь средствами со спецсчета в уполномоченном банке или лицевого счета в казначействе, он должен доказать, что деньги, во-первых, не ушли на цели, не связанные с выполнением конкретного контракта ГОЗ, во-вторых, что затраты оправданы.

Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Как подтвердить, что затраты экономически обоснованы?

Полный перечень затрат на создание оборонной продукции изложен в новом Приказе Минпромторга от 08.02.2019 N 334. С 19 апреля 2019 г. Приказ от 23.08.2006 N 200 больше не подлежит применению. Состав затрат существенно изменился, а раздельный учет ГОЗ усложнился. Остановимся на основных позициях:


Затраты на оплату труда. Зависят от трудоемкости и тарифных ставок. Нормировании труда в ГОЗ здесь.
Накладные расходы (общехозяйственные и общепроизводственные). Состав затрат отличается от принятого в бухгалтерском и налоговом учетах. Размер зависит от метода распределения, который, в свою очередь, подтверждается учётной политикой организации и раздельным учетом. О раздельном учете в ГОЗ здесь.
Материальные затраты. Как быть с самой большой статьей - покупкой материалов и комплектующих (работ, услуг производственного характера)? Это прямые затраты и в ГОЗ. Они относятся на себестоимость продукции исходя из норм и нормативов расхода и цен приобретения.

Необходимо подтвердить, что продукция, в том числе материалы и комплектующие изделия, поставляется в соответствии с техническими условиями, техническим заданием, конструкторской и технологической документацией, иными нормативно-техническими документами.

Изменения в составе и учете затрат ГОЗ в 2019 году.
НТЦ АПБ  info@apbhelp.ru,  +7 911 006 72 37.
ГОСОБОРОНЗАКАЗ по всем правилам: ответы на сложные вопросы, схемы, документы, формы, шаблоны, учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д. Алгоритм выполнения ГОЗ здесь.

Итак, как обосновывать материальные затраты.

Прямых указаний в нормативных документах ГОЗ на то, как обычному коммерческому предприятияю доказывать, что материальные затраты соответствуют уровню, сложившемуся на товарном рынке, пока нет. Но из практики следует, что самый лучший способ - провести конкурентную закупку (аукцион, конкурс, запрос предложений и котировок). Перечень операторов электронных площадок для государственных (по 44-ФЗ) и корпоративных (по 223-ФЗ) закупок приведен в Распоряжении от 12 июля 2018 г. № 1447-р:
1. Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"
2. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка"
3. Акционерное общество "Российский аукционный дом"
4. Акционерное общество "ТЭК - Торг"
5. Акционерное общество "Электронные торговые системы"
6. Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
7. Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер"
8. Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"

Существует много коммерческих площадок. Но коммерческие компании проводят тендеры по своим правилам, т.е. в большей степени ориентируются на свои внутренние документы.

Что делать, если нет возможности выйти на электронную площадку? Предлагаем воспользоваться методиками, используемыми для обоснования НМЦК в закупках. Здесь пригодится Приказ Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта...».

Существует пять утвержденных законом методов обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК): метод анализа рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. Приоритетный способ — метод анализа рынка. На нем и остановимся.

Итак, порядок действий по максимуму (выбираете то, что вам подходит).

Во-первых, определяете потребность в конкретном товаре, работе, услуге в соответствии с техническим заданием, конструкторской и технологической документацией, иными нормативно-техническими документами, относящимися к данному заказу ГОЗ.

Во-вторых, проводите анализ рынка. Что для этого можно сделать:

1. Направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем трем, а лучше пяти поставщикам (подрядчикам), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе.
В запросе перечисляются сведения о наименовании и основных характеристиках товара, работ, услуг, требуемом их количестве, перечень сведений, необходимых для определения их идентичности или однородности. Обязательно следует указать основные условия исполнения договора (указание о том, что закупка выполняется в рамках ГОЗ; о необходимости открывать отдельный счет и вести раздельный учет; ИГК; предполагаемый срок проведения закупки; порядок поставки (выполнения работ, оказания услуг); место проведения работ (оказания услуг); место доставки товара), а также срок предоставления ценовой информации. В конце запроса ценовой информации обязательно надо указать контактное лицо, а также то, что такой запрос, будучи процедурой сбора информации, не влечет за собой возникновения обязательств.

2. Разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС.

3. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, которые исполнены и по которым не было неустойки с поставщика.

4. Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится в том числе:

    - цена товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц (публичная оферта);
    - прайс-листы поставщиков с их официального сайта;
    - котировки на российских биржах и иностранных биржах;
    - котировки на электронных площадках;
    - данные государственной статистической отчетности о ценах;
    - цены на официальных источниках информации гос. органов и международных организаций;
    - данные о рыночной стоимости объектов оценки;
    - информация информационно-ценовых агентств на условиях раскрытия методологии расчета цен.

Не рекомендуется использовать ценовую информацию:
представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков;
- полученную из анонимных источников;
- содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих его требованиям;
- не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

В-третьих, определяете среднюю цену, рассчитываете отклонения и сопоставляете условия.

Цены, используемые в расчетах, надо приводить в соответствие с условиями планируемой закупки с помощью коэффициентов или индексов, с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В том числе могут быть учтены следующие условия:

    - срок исполнения контракта;
    - количество товара, объем работ, услуг;
    - наличие и размер аванса по контракту;
    - место поставки;
    - срок и объем гарантии качества;
    - изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг);
    - дополнительная номенклатура (комплектация);
    - размер обеспечения исполнения контракта;
    - срок формирования ценовой информации;
    - изменение в налогообложении;
    - масштабность выполнения работ, оказания услуг;
    - изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);
    - изменение таможенных пошлин.

По умолчанию ценовая информация считается актуальной полгода. Коммерческие предложения от прошлой закупки можно приводить к текущему периоду, высчитывать коэффициенты:

Индексы цен

ВАЖНО! Определить Коэффициент вариации (разброса цены) по формуле:

Коэффициент вариации

Если коэффициент вариации превышает 33%, провести дополнительный поиск информации.

И, наконец, расчет цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка):

Индексы цен

Цена, рассчитанная по всем правилам, не должна быть существенно выше средней по региону.

В-четвертых, оригиналы использованных при определении, обосновании цен документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке. Срок законом не установлен. Но, исходя из срока, установленного в Приказе МО РФ от 8 октября 2018 года № 554 для хранения Отчета об исполнении государственного контракта, 5 лет.

Надеемся, нам удалось достаточно сильно потоптаться по вашим мозолям, чтобы у вас возникло желание заняться изучением темы гособоронзаказа всерьез.

Список основных нормативных документов ГОЗ с комментариями.

Понятно, что в такой специфической сфере как ГОЗ приходится быть осторожным, как сапер на минном поле. Особенно важно знать тонкости работы с ГОЗ на этапе заключения контракта.
Во-первых, есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых, есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов.
В-третьих, есть алгоритм работы с ГОЗ, включающий калькулирование цены, прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем.

Рекомендации по постановке, организации и ведению раздельного учета в 2019 году. Учет в «1С:Бухгалтерия».

ГОСОБОРОНЗАКАЗ по всем правилам:
НТЦ АПБ info@apbhelp.ru,  +7 911 006 72 37.
Порядок выполнения ГОЗ здесь.

Проще поймать редкого покемона, чем собрать вместе все нормативные документы, необходимые для выполнения ГОЗ. Еще сложнее понять детали. Пообщайтесь с живым человеком и выясните все непонятные вопросы. Сэкономьте свое время, нервы и, в конечном итоге, деньги. НТЦ АПБ : info@apbhelp.ru,  +7 911 006 72 37. Стоимость консультирования

Основные нарушения в сфере ГОЗ и их последствия.

Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию ГОЗ. Штраф на от 300 тыс. до 1 млн. руб.(ст.14.55.2 КоАП).


Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).


Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета (искажение сумм расходов не менее чем на 10 %). Штраф от 500 тысяч до 1 млн. рублей (ст. 15.37.2 КоАП РФ).

Злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ, повлекшее тяжкие последствия. Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

Нужна юридическая помощь? Обращайтесь к нашим партнерам Долги.Налоги.Доли.

Уточнить стоимость полного ведения дела и записаться на первичную консультацию можно по телефону +7 (900) 63-55-600.

Долги.Налоги.Доли. Юридическая помощь по защите интересов поставщиков и подрядчиков по государственным и муниципальным контрактам в антимонопольной службе и арбитражном суде, в том числе:
- снижение санкций (штрафов и пеней) по нарушениям исполнения государственных и муниципальных контрактов;
- взыскание неустоек и санкций с заказчика по нарушениям условий контракта;
- взыскание задолженности по государственному и муниципальному контракту;
- обжалование проекта контракта в антимонопольном органе в случае если условия контракта, нарушают закон и права участников закупки до окончания срока подачи заявок на участие;
- обжалование необоснованного отказа заказчика от подписания контракта с победителем аукциона

Желаем успехов в прохождении конкурсных процедур! Если в результате победы в конкурсе вы стали исполнителем гособоронзаказа (ГОЗ), обращайтесь в НТЦ АПБ.