Как подтвердить, что затраты и цена продукции ГОС и ГОЗ соответствуют уровню, сложившемуся на товарном рынке.


Что, если вы не монополист, не один из воротил, а просто решили выйти на рынок госзаказа (ГОС) или гособоронзаказа (ГОЗ), чтобы избавиться от излишков и получить немного денег? По какой цене продавать, а главное закупать продукцию и комплектующие? Обычно цена на товарном рынке – это цена сделки, добровольно признанная сторонами справедливой. Реальные затраты продавца, себестоимость, на обычном рынке никого из покупателей не интересует. Другое дело – ГОС и ГОЗ. Здесь денежные вопросы прописаны, жестко регламентированы, и в них много «подводных камней».

Обоснование затрат в госзаказе (ГОС).

Обоснование затрат в госзаказе мало чем отличается от обоснования затрат в гособоронзаказе (подробнее ниже). Есть нюансы своеобразного подхода казначейства при анализе экономической обоснованности затрат в случае расширенного сопровождения контракта. Подробнее здесь.. Но в целом, обоснованными являются затраты, соответствующие критериям:

    - затраты осуществляются в процессе производства и реализации работ, услуг, являющихся предметом проверяемого контракта;
    - затраты подтверждены первичными учетными документами;
    - товары, работы, услуги приобретены в целях исполнения контракта в необходимом объеме, надлежащего качества и по ценам не выше рыночных;
    - предельный уровень прибыли и накладных расходов соответствует размеру, установленному Правовым актом, отраслевым законодательством или условиями контракта.

Перечень проблемных вопросов и алгоритм выполнения простого ГОСЗАКАЗА здесь.

Как казначейство проверяет цену и затраты в госзакупках здесь

Обоснование затрат в гособоронзаказе (ГОЗ)

С вопросом обоснования цены участник ГОЗ сталкивается как минимум дважды. Сначала как поставщик (исполнитель), при обосновывании цены контракта.

Исполнитель ГОЗ не вправе предлагать заказчику цену, выше чем цена на данную продукцию на рынке (ч.3 ст.8 № 275-ФЗ) независимо от того, попадает она под государственное регулирование, или нет. Как оформить предложение о цене здесь.

Исполнители в отдельных случаях обязаны представлять в ФАС России информацию о фактах повышения поставщиками цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения ГОЗ, конкретнее здесь.

Затем уже как покупатель (заказчик). Распоряжаясь средствами со спецсчета в уполномоченном банке или лицевого счета в казначействе, он должен доказать, что деньги, во-первых, не ушли на цели, не связанные с выполнением конкретного контракта ГОЗ, во-вторых, что затраты оправданы.

Чтобы избежать риска исключения из себестоимости оборонной продукции, затраты:
1) должны быть надлежащим образом отражены в расчетно-калькуляционных материалах (РКМ), подробнее здесь.;
2) быть непосредственно связанными с поставками продукции;
3) быть подтвержденными документально;
4) соответствовать критерию обоснованности и экономической оправданности.
Фактическое осуществление затрат не является их экономическим обоснованием.

Как подтвердить, что затраты экономически оправданы?

Полный перечень затрат на создание оборонной продукции изложен в Приказе Минпромторга № 334 от 08.02.2019 (Приказ 334 с удобной навигацией здесь) , состав обосновывающих документов в Приказе МО РФ №329 от 08.06.2022 (если госзаказчик ГК "Роскосмос" приказ № 84 от 16.03.23, подробнее здесь.).
Остановимся на основных позициях:


Затраты на оплату труда. Зависят от трудоемкости и тарифных ставок. Нормировании труда здесь.
Необходимость привлечения внештатных работников надо обосновывать и документально подтверждать не только размер затрат, но и порядок выбора исполнителя.
Накладные расходы (общехозяйственные,общепроизводственные, административно-управленческие). Состав затрат отличается от принятого в бухгалтерском и налоговом учетах. Размер зависит от метода распределения, который, в свою очередь, подтверждается учётной политикой организации и раздельным учетом. О раздельном учете здесь. Закупать такую продукцию (услуги) надо конкурентными способами.
Материальные затраты. Как быть с самой большой статьей - покупкой материалов и комплектующих (работ, услуг производственного характера)? Это прямые затраты и в ГОЗ. Они относятся на себестоимость продукции исходя из норм и нормативов расхода и цен приобретения. Нормативы расхода, нормирование - отдельная тема, в которую можно нырнуть очень глубоко. Остановимся на обосновании цены.

Продукция (в том числе материалы и комплектующие изделия) поставляется строго в соответствии с техническими условиями, техническим заданием, конструкторской и технологической документацией, иными документами. Нацрежим здесь.


Как составить и экономически обосновать расчетно-калькуляционные материалы (РКМ).

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Итак, как обосновывать ценовой уровень материальных затрат.

Как обычному коммерческому предприятию доказать, что материальные затраты не завышены и соответствуют уровню, сложившемуся на товарном рынке, что можно применить метод сравнимой цены в трактовке Постановления 1465 от 02.12.2017? В первую очередь, если аналогичная продукция поставлялась ранее, надо ориентироваться на протоколы цен, товарно-транспортные накладне, УПД, счета, счет-фактуры, предоставленные в обоснование фактических цен предыдущего и планового периодов.

Если рынка товара (услуги) не существует, применяется затратный метод. По каждой номенклатурной позиции, покупных комплектующих изделий (ПКИ), полуфабрикатов или услуг производственного характера, расходы на которые, составляют не менее не менее 10 % суммарных расходов на ПКИ, полуфабрикаты, работы (услуги) производственного характера и не менее 1 млн. рублей за единицу изделия (либо не менее 5 %, если они составляют 1 млрд. рублей и более) требуются РКМ (пп "г" п.37 ПП 1465), подробнее здесь

В случае отсутствия закупки в предыдущих периодах или несопоставимых условиях ее осуществления, можно пойти следующим путем.

Порядок действий

Во-первых, определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге в соответствии с техническим заданием, конструкторской и технологической документацией, иными нормативно-техническими документами, относящимися к данному заказу ГОЗ, а так же круг сравнимой (взаимозаменяемой) продукции.

Во-вторых, подтвердить что рынок данного товара (работы, услуги) существует не менее 2 лет с учетом особых требований (например, наличие лицензии). Найти потенциальных поставщиков (производителей).

Во-третьих, провести анализ рынка. Что для этого:
1. Направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем трем, а лучше пяти поставщикам (подрядчикам), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе, в первую очередь, производителей, которые состоят в Реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ или размещенных в ЕИС zakupki.gov.ru.

Начиная с 25 мая 2024 г. исполнители обязаны использовать информацию о материалах и комплектующих изделиях из ФКП, подробнее здесь.

В запросе перечислить сведения о наименовании и основных характеристиках товара, работ, услуг, требуемом их количестве, перечень сведений, необходимых для определения их идентичности или однородности. Обязательно следует указать основные условия исполнения договора: предполагаемый срок проведения закупки, порядок поставки (выполнения работ, оказания услуг), наличие авансирования и порядок расчетов (условия договора ГОЗ здесь) и т.д., а также срок предоставления ценовой информации.

Исполнитель гособоронзаказа обязан уведомить (до заключения контрактов) других исполнителей о том, что договоры с ними заключены в рамках государственного обронного заказа и о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, пп.3 п.2 ст.8 275-ФЗ, подробнее здесь. Исключением являются соисполнители, оплата которым относится к пп."з" п.2 ч.1 ст.8.3 275-ФЗ.

В конце запроса ценовой информации указать контактное лицо, а также то, что такой запрос, будучи процедурой сбора информации, не влечет за собой возникновения обязательств. Если количество поставляемых товаров, объем работ, оказанию услуг невозможно определить, запросить цену единицы товара, работы, услуги.

2. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, которые исполнены и по которым не было неустойки с поставщика.

3. Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится в том числе:

    - цена товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц (публичная оферта);
    - прайс-листы поставщиков с их официального сайта;
    - котировки на российских биржах и иностранных биржах;
    - котировки на электронных площадках;
    - данные государственной статистической отчетности о ценах;
    - цены на официальных источниках информации гос. органов и международных организаций;
    - данные о рыночной стоимости объектов оценки;
    - информация информационно-ценовых агентств на условиях раскрытия методологии расчета цен.

Не рекомендуется использовать ценовую информацию:
представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков, находящимися в стадии ликвидации или банкротства, аффилированными между собой;
- полученную из анонимных источников;
- содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих его требованиям;
- не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

В-четвертых, определить диапазон ценовых предложений с учетом сопоставимости условий поставки, выбрать минимальную цену. Цены, используемые в расчетах, можно приводить в соответствие с условиями планируемой закупки с помощью коэффициентов или индексов (подробнее, здесь.), с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В том числе должны быть учтены следующие условия, подтверждающие сопоставимоть поставки:
- срок исполнения контракта;
- количество товара, объем работ, услуг;
- наличие и размер аванса по контракту;
- порядок расчетов;
- место поставки.
А так же:

    - срок и объем гарантии качества;
    - изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг);
    - дополнительная номенклатура (комплектация);
    - размер обеспечения исполнения контракта;
    - срок формирования ценовой информации;
    - изменение в налогообложении;
    - масштабность выполнения работ, оказания услуг;
    - изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);
    - изменение таможенных пошлин.

По умолчанию ценовая информация считается актуальной не более года до даты определения цены. Коммерческие предложения от прошлой закупки можно приводить к текущему периоду, высчитывать коэффициенты:

Индексы цен

Пример:

Коэффициент

В-пятых, оформить результ, в виде документа об обосновании цены, содержащего информацию:

    - об объекте закупки;
    - о методе определения цены и обоснования, почему его выбрали;
    - о дате формирования цены;
    - расчет цены;
    - реквизиты документов, на основании которых производился расчет;
    - подписи ответственных лиц и дату.

Формат предоставления в пп.«е» п.37 Постановления №1465 от 02.12.2017. Коммерческие предложения, другая ценовая информация должны быть зарегистрированы в установленном порядке в делопроизводстве. В коммерческом предложении обязательно наличие даты, позволяющей отождествить его с запросом. При использовании информации из сети "Интернет" распечатка с указанием адреса ссылки и даты распечатки.

В-шестых, оригиналы использованных при определении, обосновании цен документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке.

Надеемся, нам удалось достаточно сильно потоптаться по вашим мозолям, чтобы у вас возникло желание заняться изучением темы гособоронзаказа всерьез. В каком порядке лучше выполнять ГОЗ, чтобы ничего не забыть, здесь

Проще поймать редкого покемона, чем собрать вместе все нормативные документы, необходимые для выполнения ГОЗ. Еще сложнее понять детали.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

Список основных нормативных документов ГОЗ с комментариями здесь.
Гос.контракт часто бывает с казначейским сопровождением. Кто обязан открывать казначейский счет здесь.
Как открыть лицевой счет в казначействе, как проводить оплату или забрать остатки денежных средств здесь.

Понятно, что в такой специфической сфере как ГОЗ приходится быть осторожным, как сапер на минном поле. Особенно важно знать тонкости работы с ГОЗ на этапе заключения контракта.
Во-первых, есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых, есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов.
В-третьих, есть алгоритм работы с ГОЗ, включающий калькулирование цены, прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем.


Типичные ошибки при обосновании трудовых и материальных затрат. Новый подод к проверкам ТОФК в 2024 году.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Желаем успехов в прохождении конкурсных процедур! Если в результате победы в конкурсе вы стали исполнителем гособоронзаказа (ГОЗ), обращайтесь в НТЦ АПБ.