Как организовать раздельный учет при выполнении гособоронзаказа или госзаказа


Одним из условий участия в гособоронзаказе (ГОЗ) или госзаказе (ГОС) является обязанность вести специальный раздельный учет. Это требование законодательства. Казалось бы, подумаешь, раздельный учет. Этим сейчас никого не удивить. Но!

Беда в том, что:
во-первых, раздельный учет ГОЗ и ГОС существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат и т.д.);
во-вторых, раздельный учет гособоронзаказа отличается от учета субсидий и госзаказа;
в-третьих, есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных и муниципальных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.

И только правильно выполненный раздельный учет поможет в случае необходимости подтвердить целевое использование бюджетных средств, размер фактической прибыли и, в конечном итоге, защитить руководителей, учредителей и главных бухгалтеров от административной и уголовной ответственности.

Нарушение Санкции
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ. Штраф на от 300 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Штраф на должностных лиц от 20 до 50 тысяч рублей; на юр. лиц – от 300 до 500 тысяч рублей. Грубое нарушение- от 500 тысяч до 1 млн. рублей (ст. 15.37 КоАП РФ).
Злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ, повлекшее тяжкие последствия. Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

Передача учета сторонней компании существенно увеличивает вероятность проверок из-за возможного соседства с попавшей на заметку Росфинмониторинга фирмой в случае, если отчетность в ФНС подписана одной электронной подписью или расчеты в системе «Клиент-Банк» проводятся с одного IP-адреса.

С 1 июля 2021 года сотрудники организаций и уполномоченные лица могут, а с 1 января 2022 г. обязаны использовать свою личную электронную подпись - сертификат, выданный (УЦ) ФНС РФ, для рабочих и личных документов (пп. 2 п.1 ст. 17.2 и п. 2 ст. 17.3 476-ФЗ от 27.12.2019 г.). Подписывать документы юридических лиц, отчетность в ФНС, сотрудники смогут при наличии электронной доверенности, подписанной сертификатом руководителя.

Надежнее вести раздельный учет самостоятельно, тем более что глубина проверок ГОЗ и ГОС (проверяемый период) практически не ограничена. Нормативный срок хранения документов (Приказ Росархива от 20.12.2019 г. N 236):
- договоры, соглашения, контракты, документы (акты, протоколы разногласий) к ним - 5 лет после истечения срока действия или исполнения обязательств договора;
- расчеты, заключения, справки, переписка – 5 лет.

Все нюансы раздельного учета при банковском и казначейском сопровождении ГОЗ и ГОС в 2021 году.
: +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Каким образом организовать раздельный учет - каждое предприятие решает самостоятельно. Конкретная методика является элементом учетной политики (ее разделом или приложением), но может быть оформлена и в виде самостоятельного положения по раздельному учету. Главное, чтобы в результате раздельный учет позволил:
- обеспечить контроль целевого использования бюджетных средств;
- подтвердить принадлежность затрат производству конкретного вида продукции;
- получить достоверные данные о себестоимости продукции;
- увидеть и обосновать размер прибыли.

Вести раздельный учет ГОЗ или ГОС обособленно в электронных таблицах EXCEL, даже если это один, два договора, на практике не получится. Необходимы данные экспорта, обработки и «очистки» регистров бухгалтерского учета с возможностью предоставления в случае проверки ОСВ или карточки счетов 10, 41,90, 20, 26, 60,62 и т.д. по объектам калькулирования, особенно при казначейском сопровождении.

Итак, с чего начать постановку раздельного учета.


Во-первых, определиться с раздельный учетом ресурсов: производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п.
Выбрать метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, например:

    - по объектам учета затрат и калькулирования (позаказный, попередельный, попроцессный);
    - по полноте учитываемых затрат (калькулирование полной, неполной или сокращенной себестоимости);
    - по способам сбора информации и контроля за затратами (нормативный метод, метод суммирования фактических затрат, коэффициентный и т.д.).

Решить, как оценивать готовую продукцию, незавершенное производство. Как распределять накладные расходы. Как включать в себестоимость затраты на подготовку и освоение новых видов продукции, затраты на специальную технологическую оснастку, специальные затраты и т.д. Выбрать объект калькулирования (отдельный контракт, заказ, изделие, партия, этап выполнения работ, вид выполняемых работ (услуг). В 2021 году особое внимание стоит уделить ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020.

Исполнители ГОЗ применяют правила раздельного учета:
- при банковском сопровождении Постановление от 19 января 1998 г. N 47;
- при казначейском сопровождении:
2021 год - Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2020г. №334н.
2020 год - Приказ Минфина РФ от 25 декабря 2019г. №255н.
2019 год - Приказ Минфина РФ от 10 января 2019г. №4н.


Во-вторых, обратить внимание на первичные учетные документы. Они должны быть в наличии и содержать все обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". С 2022 года начнет действовать ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (можно принять решение о применении стандарта ранее).

Исполнители ГОЗ включают в первичный учетный документ дополнительно к обязательным реквизитам, реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к соответствующему государственному контракту (наименованию продукции, поставляемой по данному контракту). Накладные, наряды, справки распределения накладных расходов и др. – все первичные документы должны иметь такой реквизит.


В-третьих, определить номенклатуру статьей затрат, приемлемую для вашего предприятия, и методы распределения накладных и коммерческих расходов.

Номенклатура затрат на создание продукции ГОЗ приведена в Приказе Минпромторга от 08.02.2019 г. N 334 (применяется к договорам, заключенным после 29 апреля 2019 г.), или Приказе Минпромэнерго РФ от 23.08.20016 г. № 200 (по ранее заключенным договорам).

Затраты на продукцию, поставляемую государственному заказчику должны быть оправданы. При проверке возникнет множество вопросов. Почему провели закупку у единственного поставщика? Вы уверены, что цена не завышена? О том, как обосновать затраты, можно прочитать здесь.


В-четвертых, спланировать направления расходования средств (составить плановую калькуляцию затрат, расчетно-калькуляционные материалы (РКМ), позволяющие оценить величину прибыли).

Исполнители ГОЗ руководствуются Постановлением от 02.12.2017г. N1465. В котором:
1. Цели и принципы государственного регулирования цен;
2. Методы определения цен на продукцию;
3. Порядок и условия применения видов цен;
4. Список обосновывающих затраты документов;
5. Порядок определения рентабельности (прибыли).

Формы РКМ: при казначейском сопровождении - Прил. №2 к Приказу Минфина от 30.12.2020 № 334н, в иных случаях - Прил. №5 к Приказу ФАС от 26.08.2019 г. № 1138/19.


В-пятых, определиться с инструментом (программным обеспечением) и алгоритмом учета ресурсов. На текущий момент, в самых распространенных программах фирмы 1С – «1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ» и «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» - не предусмотрена сквозная аналитика по счетам учета материально-производственных запасов, внеоборотных активов, счетам учета товаров, продукции, денежных средств, счетам взаиморасчетов с контрагентами и другим счетам бухгалтерского учета.
Можно провести кодировку счетов аналитического учета, например: субсчет первого порядка включает номер заказа (либо идентификатор государственного контракта), субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д. Можно задействовать такие справочники, как:
- Номенклатурные группы
- Склады
- Расходы будущих периодов
- Основные средства
Для учета взаиморасчетов с контрагентами использовать реквизит субконто «Договоры контрагентов». Самое сложное – собрать данные в отчет об исполнении государственного контракта.

Организации, выполняющие ГОЗ, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ (военная приемка), предоставляют отчет об исполнении государственного контракта в виде электронного документа ежемесячно не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным (правила в Приказе МО РФ от 8 октября 2018 года № 554, формат в Приказе МО РФ от 19.11.2018 г. № 670, сроки в Приказе МО РФ от 21.11.2019 г. № 686). Иные организации представляют отчет по запросу Минобороны на бумажном носителе. Запрос считается полученным по истечении 10 дней с даты его направления в адрес, указанный в ЕГРЮЛ.

Скачать форму отчета об исполнении государственного контракта.

Возможность автоматического формирования и выгрузки отчета реализована:
- 1С:ERP Управление предприятием 2
- 1С:Комплексная автоматизация 8, редакция 2
Ручное заполнение отчетной формы с выгрузкой в формате МО РФ:
- 1С:Комплексная автоматизация 8, редакция 1.1
- 1С:Управление производственным предприятием 8, редакция 1.3
- 1С:Бухгалтерия предприятия 3.0
- 1С:Бухгалтерия предприятия КОРП 2.0 и 3.0
- 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1.0 и 2.0
- 1С:Налогоплательщик 8

Требуется квалифицированный сертификат подписи (ГОСТ Р 34.10-2012) и связанный с ним контейнер закрытого ключа. Файл ЭЦП - message.sign.

В-шестых, закрепить порядок раздельного учета в учетной политике. Хорошо составленная учетная политика с подробной методикой ведения раздельного учета и рабочим планом счетов, включающим перечень субсчетов и субконто, используемых в рамках обособления соответствующей информации по каждому договору, поможет подтвердить не только сам факт раздельного учета, но и корректность целевого использования бюджетных средств.

В-седьмых, фиксировать приказами моменты начала и запрета списания издержек.

В-восьмых, составлять необходимые итоговые (сводные) регистры учета - отчеты (Отчет об исполнении гос. контракта, Карточка учета фактических затрат, Отчетная калькуляция, Расходная декларация и т.д.) с выделением финансового результата по контракту в целом и по отдельной номенклатурной позиции.

И главное, раздельный учет должен быть не только «на бумаге», но и реальный: на складе, в производстве и т.д. Раздельный учет должен позволять, в случае необходимости, определить кто именно изготовил комплектующие (какая партия), где хранились комплектующие до их передачи в производство. То есть надо обеспечить специальную маркировку сырья, материалов, ПКИ. Алгоритм ГОЗ здесь

Как это ни странно, опытные главные бухгалтера, имеющие свой собственный взгляд на бух. учет, в ходе проверки ГОЗ бывают сильно удивлены. Казалось, сделали раздельный учет «как надо», а в результате получили постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с резолюцией: «Анализ предоставленных документов показал, что ООО не ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности .....». Происходит это потому, что в гособоронзаказе раздельный учет – это своего рода ритуал. Раздельный учет не просто должен быть, это должен быть учет, при котором соблюдены определенные процедуры, «танцы с бубном», касающиеся:
- ведения раздельного учета ГОЗ в бухгалтерской программе;
- формулировок в учетной политике;
- состава и требований к оформлению первичных документов и документооборота;
- составления плановой и отчетной калькуляции затрат, расходной декларации;
- обоснования (нормирования) затрат;
- распределения накладных и коммерческих расходов (с учетом изменений 2021);
- нормативов прибыли (рентабельности);
- отчета об исполнении государственного контракта;
- подготовки и защиты основных экономических нормативов ГОЗ и т.д.

На этапе организации раздельного учета ГОЗ лучше обратиться к внешнему специалисту за консультацией – объем работы большой. Чтобы сразу понимать, куда именно и как прикладывать усилия, и не переделывать в дальнейшем.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

 

Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ здесь.

К участникам закупок ГОЗ, осуществляемых путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляется требование о предоставлении справки об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера судимости по статьям 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 УК РФ, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявки на участие в закупке (Постановление от 18.07.2019 N 932).

Типичные ошибки и неточности в учетной политике и раздельном учете ГОС и ГОЗ 2021.
: +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Гос.контракт часто бывает с казначейским сопровождением. Как открыть лицевой счет в казначействе, как проводить оплату и забирать остатки денежных средств здесь.

Как обосновать затраты на материалы, комплектующие изделия, услуги здесь.
Как обосновать трудоемкость здесь
Список нормативных документов ГОЗ. Ответ на вопросы :"Что делать в случае поставки продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов? Как работать со специальным счетом?" здесь
Табель учета рабочего времени в разбивке по проектам и категориям сотрудников здесь

А если расти не только за счет гособоронзаказа? Что делать, чтобы получить доход больше, активно развиваться и расширяться, не впутываясь в необоснованные долги и кредиты, можно узнать здесь.     Прочтите, отвлекитесь... Обещаем, будет полезно.