Как организовать раздельный учет при выполнении гособоронзаказа или госзаказа


Одним из условий участия в гособоронзаказе (ГОЗ) или госзаказе (ГОС) является обязанность вести специальный раздельный учет. Это требование законодательства. Казалось бы, подумаешь, раздельный учет. Этим сейчас никого не удивить. Но!

Беда в том, что:
во-первых, раздельный учет ГОЗ и ГОС существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат и т.д.);
во-вторых, раздельный учет гособоронзаказа отличается от учета субсидий и госзаказа;
в-третьих, есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных и муниципальных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.

Раздельный учет

И только правильно выполненный раздельный учет поможет в случае необходимости подтвердить целевое использование бюджетных средств, размер фактической прибыли и, в конечном итоге, защитить руководителей, учредителей и главных бухгалтеров от административной и уголовной ответственности.

Нарушение Санкции
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ. Штраф на от 300 тыс. до 1 млн. рублей (ч.1 ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией), повлекшее получение излишнего дохода в размере более 1 млн. рублей. Штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. рублей; на юр. лиц - от 3 млн. до 5 млн. рублей (ч.2 ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Штраф на должностных лиц от 20 до 50 тыс. рублей; на юр. лиц – от 300 до 500 тыс. рублей. Если грубое нарушение - от 500 тысяч до 1 млн. рублей (ст. 15.37 КоАП РФ).

Каким образом организовать раздельный учет - каждое предприятие решает самостоятельно. Конкретная методика является элементом учетной политики (ее разделом или приложением), но может быть оформлена и в виде самостоятельного положения по раздельному учету. Главное, чтобы в результате раздельный учет позволил:

    - обеспечить контроль целевого использования бюджетных средств;
    - подтвердить принадлежность затрат производству конкретного вида продукции;
    - получить достоверные данные о себестоимости продукции;
    - увидеть и обосновать размер прибыли.

Вести раздельный учет ГОЗ или ГОС обособленно в электронных таблицах EXCEL, даже если это один, два договора, на практике не получится. Необходимы данные экспорта, обработки и «очистки» регистров бухгалтерского учета с возможностью предоставления в случае проверки ОСВ или карточки счетов 10, 41,90, 20, 26, 60,62 и т.д. по объектам калькулирования. Отнесение затрат на себестоимость производится с учетом:

    - требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, нормативных правовых и ведомственных актов, содержащих правила экономического обоснования затрат (например ПП №2271 от 13.12.2021г. в случае казначейского сопровождения), отраслевых правовых актов, методик, регулирующих формирование расходов, определение себестоимости работ, услуг;
    - учетной политики;
    - особенностей выполнения работ, оказания услуг, установленных контрактом.

Как казначейство проверяет экономическое обоснование затрат здесь.

Единицей учета (калькулирования) может выступать: отдельное изделие, отдельная номенклатурная позиция, группа однородных изделий, работа, услуга, комплект, узел, деталь и т. д. исходя из условий контракта и учетной политики.


Все нюансы раздельного учета при банковском и казначейском сопровождении Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий 2024-2025.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Итак, с чего начать постановку раздельного учета.


Во-первых, определиться с раздельный учетом ресурсов: производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п.
Выбрать метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, например:

    - по объектам учета затрат и калькулирования (позаказный, попередельный, попроцессный);
    - по полноте учитываемых затрат (калькулирование полной, неполной или сокращенной себестоимости);
    - по способам сбора информации и контроля за затратами (нормативный метод, метод суммирования фактических затрат, коэффициентный и т.д.).

Решить, как оценивать готовую продукцию, незавершенное производство. Как распределять накладные расходы. Как включать в себестоимость затраты на подготовку и освоение новых видов продукции, затраты на специальную технологическую оснастку, специальные затраты и т.д. Выбрать объект калькулирования. Особое внимание стоит уделить ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020.

Правила раздельного учета при казначейском сопровождении:
2022-2024 годы - Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2021г. №210н.
2021 год - Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2020г. №334н.
2020 год - Приказ Минфина РФ от 25 декабря 2019г. №255н.
2019 год - Приказ Минфина РФ от 10 января 2019г. №4н.
В остальных случаях - Постановление от 19 января 1998 г. N 47.


Во-вторых, обратить внимание на первичные учетные документы. Они должны быть в наличии и содержать все обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а так же ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

Исполнители ГОЗ включают в первичный учетный документ дополнительно к обязательным реквизитам, реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к соответствующему государственному контракту (наименованию продукции, поставляемой по данному контракту). Например, код заказа, ИГК. Накладные, наряды, справки распределения накладных расходов и др. – все первичные документы должны иметь такой реквизит.


В-третьих, определить номенклатуру статьей затрат, приемлемую для вашего предприятия, и методы распределения накладных и коммерческих расходов.

Номенклатура затрат на создание продукции ГОЗ приведена в Приказе Минпромторга от 08.02.2019 г. N 334 (Приказ 334 с удобной навигацией здесь).

Затраты на продукцию, поставляемую государственному заказчику должны быть оправданы. При проверке возникнет множество вопросов. О том, как обосновать затраты, здесь.
Как обосновать трудоемкость здесь
Табель учета рабочего времени в разбивке по проектам и категориям сотрудников здесь


В-четвертых, спланировать направления расходования средств (составить плановую калькуляцию затрат, расчетно-калькуляционные материалы (РКМ), позволяющие оценить величину прибыли). Как составить РКМ здесь.


В-пятых, определиться с инструментом (программным обеспечением) и алгоритмом учета ресурсов. На текущий момент, в самых распространенных программах фирмы 1С – «1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ» и «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» - не предусмотрена сквозная аналитика по счетам учета материально-производственных запасов, внеоборотных активов, счетам учета товаров, продукции, денежных средств, счетам взаиморасчетов с контрагентами и другим счетам бухгалтерского учета.
Раздельный учет можно вести в разрезе субсчетов, статей доходов и расходов, направлений деятельности (отдельно по контракту, заказу, проекту, виду работ, объекту, группе объектов, в зависимости потребности в детализации единицы калькулирования себестоимости).
Есть возможность провести кодировку счетов аналитического учета, например: субсчет первого порядка включает номер заказа (либо идентификатор государственного контракта), субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д. Задействовать такие справочники, как:

    - Номенклатурные группы;
    - Склады;
    - Расходы будущих периодов;
    - Основные средства.

Для учета взаиморасчетов с контрагентами использовать реквизит субконто «Договоры контрагентов». Самое сложное – собрать данные в Отчет об исполнении государственного контракта.

Организации, выполняющие ГОЗ, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ (военная приемка, ВП), предоставляют отчет об исполнении государственного контракта в виде электронного документа ежемесячно не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным (правила в Приказе МО РФ от 8 октября 2018 года № 554, формат в Приказе МО РФ от 19.11.2018 г. № 670, сроки в Приказе МО РФ от 21.11.2019 г. № 686). Иные организации представляют отчет по запросу Минобороны на бумажном носителе. Запрос считается полученным по истечении 10 дней с даты его направления в адрес, указанный в ЕГРЮЛ.
Если госзаказчиком является ГК "Роскосмос" правила иные, подробнее здесь.
Если госзаказчик ГК "Росатом", исполнитель предоставляет отчет до 15 января года, следующего за отчетным, а головной исполнитель до 31 января года, при отсутствии ВП - по запросу. Приказ ГК«Росатом» №1/35НПА от 21.11.2018г.

Скачать форму отчета об исполнении государственного контракта.

Возможность автоматического формирования и выгрузки отчета реализована:
- 1С:ERP Управление предприятием 2
- 1С:Комплексная автоматизация 8, редакция 2
- 1С:Управление производственным предприятием 8, при наличии специальных настроек
Ручное заполнение отчетной формы с выгрузкой в формате МО РФ:
- 1С:Комплексная автоматизация 8, редакция 1.1
- 1С:Управление производственным предприятием 8, редакция 1.3
- 1С:Бухгалтерия предприятия 3.0
- 1С:Бухгалтерия предприятия КОРП 2.0 и 3.0
- 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1.0 и 2.0
- 1С:Налогоплательщик 8

Требуется квалифицированный сертификат подписи (ГОСТ Р 34.10-2012) и связанный с ним контейнер закрытого ключа. Файл ЭЦП - message.sign.

Нарушение сроков и (или) порядка представления отчета об исполнении государственного контракта, контракта - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 50 тысяч рублей; на юр.лиц - от 100 до 300 тысяч рублей. Ст. КоАП 15.37 п.3.

Организации, поставляющие продукцию ГОЗ, цена на которую определяется методом анализа рыночных индикаторов, не раскрывают направления использования ресурсов в отчете об исполнении гос. контракта.

С 19 октября 2024 исполнители ГОЗ, заключившие договоры в соответствии с Постановлением № 2532 от 30.12.2022 «О введении специальных мер в сфере экономики» предоставляют гос. заказчику информацию о размере сформированной ориентировочной (уточняемой) цены единицы продукции в отношении каждой партии (отдельного этапа поставки) по гос. контракту ГОЗ, подробнее здесь.

Не позднее 1 июля года, следующего за отчетным единственные поставщики, поставляющие товары, подлежащие регистрации, предоставляют отчетные данные в ФАС по форме Приказа ФАС №611/24 от 06.09.2024, подробнее здесь.

В-шестых, закрепить порядок раздельного учета в учетной политике. Хорошо составленная учетная политика с подробной методикой ведения раздельного учета и рабочим планом счетов, включающим перечень субсчетов и субконто, используемых в рамках обособления соответствующей информации по каждому договору, поможет подтвердить не только сам факт раздельного учета, но и корректность целевого использования бюджетных средств.

В-седьмых, фиксировать приказами моменты начала и запрета списания издержек.

В-восьмых, составлять необходимые итоговые (сводные) регистры учета - отчеты (Отчет об исполнении гос. контракта, Карточка учета фактических затрат, Отчетная калькуляция, Расходная декларация и т.д.) с выделением финансового результата по контракту в целом и по отдельной номенклатурной позиции.

При расширенном казначейском сопровождении, участники ГОС и ГОЗ должны раскрывать информацию о структуре цены договора. Для этого формируется расходная декларация, образец здесь. В отдельных случаях и ресурсная расходная декларация, образец здесь.

В-девятых, закрепить ответственных исполнителей. Сведения, указанные в первичных документах, могут содержать служебную тайну (перечень в Приказе Минобороны №22 от 17.01.2022 г.) или могут быть использованы против безопасности РФ при их получении иностранными источниками (перечень в Приказе ФСБ России от 04.11.2022 N 547, ответственность в том числе по ст. 275.1 УК РФ). Как работать с такой информацией здесь..

И главное, раздельный учет должен быть не только «на бумаге», но и реальный: на складе, в производстве и т.д. Раздельный учет должен позволять, в случае необходимости, определить кто именно изготовил комплектующие (какая партия), где хранились комплектующие до их передачи в производство. То есть надо обеспечить специальную маркировку сырья, материалов, ПКИ.


Передача учета сторонней компании существенно увеличивает вероятность проверок. Надежнее вести раздельный учет самостоятельно, тем более что глубина проверок ГОЗ и ГОС (проверяемый период) практически не ограничена. Нормативный срок хранения документов здесь.


Как составить учетную политику для целей Гособоронзаказа (ГОЗ), примеры для оптового и производственного предприятий.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Как это ни странно, опытные главные бухгалтера, имеющие свой собственный взгляд на бух. учет, в ходе проверки ГОЗ бывают сильно удивлены. Казалось, сделали раздельный учет «как надо», а в результате получили постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с резолюцией: «Анализ предоставленных документов показал, что ООО не ведет раздельный учет». Происходит это потому, что в гособоронзаказе раздельный учет – это своего рода ритуал. Раздельный учет не просто должен быть, это должен быть учет, при котором соблюдены определенные процедуры, касающиеся:

    - ведения раздельного учета ГОЗ в бухгалтерской программе;
    - формулировок в учетной политике;
    - состава и требований к оформлению первичных документов и документооборота;
    - составления плановой и отчетной калькуляции затрат, расходной декларации;
    - обоснования (нормирования) затрат;
    - распределения накладных и коммерческих расходов (с учетом изменений 2021);
    - нормативов прибыли (рентабельности);
    - отчета об исполнении государственного контракта;
    - подготовки и защиты основных экономических нормативов ГОЗ и т.д.

На этапе организации раздельного учета ГОЗ лучше обратиться к внешнему специалисту за консультацией – объем работы большой. Чтобы сразу понимать, куда именно и как прикладывать усилия, и не переделывать в дальнейшем.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

 

Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ здесь.

К участникам гос. закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, предъявляется требование о предоставлении справки об отсутствии у руководителя,....главного бухгалтера судимости по статьям 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 УК РФ. (Постановление от 29.12.2021 N 2571).

Как самостоятельно сделать табель раздельного учета здесь.

Готовый табель раздельного учета 2025 (2024) на 100 чел., 6 заказов, 5 категорий специалистов по полугодиям здесь.

Гос.контракт часто бывает с казначейским сопровождением. Как открыть лицевой счет в казначействе, как проводить оплату и забирать остатки денежных средств здесь.

Обособленное банковское сопровождение госзаказа (не гособоронзаказ), подробнее здесь.

Список нормативных документов ГОЗ. Ответ на вопросы :"Что делать в случае поставки продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов? Как работать со специальным счетом?" здесь

А если расти не только за счет гособоронзаказа? Что делать, чтобы получить доход больше, активно развиваться и расширяться, не впутываясь в необоснованные долги и кредиты, можно узнать здесь.     Прочтите, отвлекитесь... Обещаем, будет полезно.