Привнесенные затраты ГОЗ, как повысить цену в строительстве ГОС.

Новый подход к определению «привнесенных затрат» в ГОЗ - последствия


Основные изменения.
1)Дано новое определение «привнесенных затрат», которое действует с 01.01.2022 г.:
"привнесенные затраты" - затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ, услуг, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат. К привнесенным затратам не относятся командировочные расходы. Это значит:

Во-первых, что затраты на покупку основных материалов, используемых в производстве, становятся привнесенными затратами.

Ранее было: "привнесенные затраты" - затраты на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования для научных экспериментальных работ, а также работ и услуг сторонних организаций (за исключением командировочных расходов).
Это важно, учитывая то, что если цена контракта ГОЗ определялась затратным методом (п.54 ПП 1465), прибыль в составе цены на продукцию не может превышать 1% привнесенных затрат и 20% (c 23 мая 2022 г. 25 %, подробнее здесь. ), собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции, до 25% (c 23 мая 2022 г. до 30 %) в случае необходимости направления части прибыли на развитие производства. При этом величина рентабельности (прибыли) в составе цены на продукцию не может быть менее 10 % плановых собственных затрат, а для головного исполнителя в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 % и более, - менее 5 % себестоимости продукции.

Во-вторых, привнесенные затраты - это в основном затраты, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат. ФОТ с начислениями, командировочные расходы, общепроизводственные, общехозяйственные (административно-управленческие) расходы относятся к собственным затратам, без разагрегации. Есть еще «многосоставные» статьи прямых затрат, которые подлежат разагрегации на собственные и привнесенные в целях расчета прибыли, например:

    ТЗР;
    - топливо и энергия на технологические цели;
    - тара и упаковка;
    - затраты на изделия собственного производства;
    - пусковые затраты;
    - затраты на подготовку и освоение новых видов продукции;
    - затраты на специальную технологическую оснастку;
    - затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ;
    - специальные затраты;
    - прочие прямые затраты;
    - коммерческие (внепроизводственные) затраты.

Цены, сформированные до вступления в силу данного постановления, пересмотру не подлежат.

2) Уточнено определение: "базовая цена" - фиксированная цена на продукцию, определенная затратным методом в соответствии с ПП 1465 в условиях базового года и используемая для определения цены на продукцию на очередной год и плановый период с применением метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям базовых затрат (ранее допускалась ориентировочная цена).

3)Дополнены "существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции" - обстоятельства, при наступлении которых происходит изменение себестоимости продукции в текущем году по сравнению с себестоимостью в базовом году более чем на 5 процентов и при этом плановая рентабельность (прибыль) в случае увеличения в текущем году себестоимости продукции снижается до уровня ниже 10 процентов плановых собственных затрат головного исполнителя (исполнителя) на поставку (включая производство) этой продукции, а для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 процентов и более, - менее 5 процентов себестоимости продукции в результате действия одного или нескольких из следующих факторов:
- изменение требований к поставляемой продукции государственным заказчиком (заказчиком) или по согласованию с ним организацией, имеющей государственные контракты (контракты) на выполнение работ (в том числе НИОКР), оказание услуг в отношении этой продукции, повлекшее внесение изменений в конструкторскую и (или) техническую документацию на указанную продукцию;
- изменение ежегодного объема поставки (в том числе производства) продукции и (или) выручки организации;
- изменение курса рубля к иностранным валютам;
- принятие федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления;
- изменение объема и (или) состава специальных затрат и (или) затрат на подготовку и освоение производства такой продукции;
Теперь добавились 2 пункта:
- изменение схемы использования давальческих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных комплектующих изделий);
- изменение цены продукции, поставляемой в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу, вследствие регистрации (утверждения) ГК "Росатом" цены продукции в сфере ядерного оружейного комплекса в соответствии с пунктом 115 ПП 1465.
Существенные изменения условий являются основанием для пересмотра базовой цены единицы продукции при применении метода индексации базовой цены, индексации по статьям базовых затрат.
4) Новый пункт 37(1): Организация (потенциальный единственный поставщик, потенциальный поставщик) с учетом сроков, … направляет в военное представительство МО РФ или иного государственного заказчика, уполномоченное осуществлять свою деятельность в организации, обосновывающие документы, указанные в подпунктах "а" - "г", "ж", "з" и "к" - "м" пункта 37 настоящего Положения (в зависимости от метода определения цены на продукцию), для выдачи заключения о цене на продукцию….(Ранее считали, что Головной Исполнитель направляет запросы и собирает информацию).
Изменен пп "и" п.37 (перечень обосновывающих документов при представлении предложений о цене ГОЗ):
"в случае формирования цены с использованием затратного метода, метода индексации базовой цены либо метода индексации по статьям затрат - заключение о цене на продукцию, подготовленное военным представительством МО РФ или иного государственного заказчика, уполномоченным осуществлять свою деятельность в организации (при определении прогнозной цены на продукцию заключение о прогнозной цене представляется в соответствии с пунктами 91 и 102 настоящего Положения). Заключение о цене представляется в соответствии с порядком, установленным в пункте 37(1) настоящего Положения на продукцию, имеющую утвержденную (согласованную) государственным заказчиком нормативно-техническую документацию, а в отношении научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ - на продукцию, имеющую утвержденное (согласованное) государственным заказчиком тактико-техническое (техническое) задание;".

Таким образом, заключение о цене представляется только в случае применения затратного метода, метода индексации базовой цены либо метода индексации по статьям базовых затрат, а также при наличии утвержденной (согласованой) нормативно-технической документации, а в отношении НИОКР – утвержденное (согласованное) ТТЗ.


Вопросы ценообразования Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Как обосновать цену, расчетно-калькуляционные материалы здесь.
Кто обязан открывать лицевой счет в казначействе в 2024 году здесь.
Поставки в ГОЗ из запасов здесь.
Раздельный учет ГОЗ и ГОС здесь.
Обязательные условия в договор ГОЗ здесь.


Изменение существенных условий контрактов на строительство в 2022-2023 годах


При невозможности исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции и т.д., по независящим от сторон контракта обстоятельств, в 2022 году допускаются изменения существенных условий контракта:

    а) продление срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого ранее изменялся;
    б) изменение объема, видов работ и типов оборудования;
    в) замену строительных ресурсов на аналогичные;
    г) изменение отдельных этапов контракта;
    д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
    е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ.
В том числе допускается увеличение цены контракта более чем на 30 %, но в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Чтобы изменить существенные условия контракта:

    - поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий контракта с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, а также подписанного проекта соглашения об изменении условий контракта;
    - заказчик в течение 10 рабочих дней направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) подписанное соглашение об изменении условий контракта и включает информацию об изменении контракта в реестр контрактов либо в письменной форме отказ об изменении существенных условий контракта с обоснованием такого отказа.

Дополнительно пояснения в Письме Минстроя от 09.04.2022 N 15274-ИФ/09, Приказе Минстроя от 25.02.2022 N 124/пр.

Изменение существенных условий контрактов на ремонт и/или содержание автодорог в 2022 году


Методика расчета увеличения цены контракта. Допускается изменение существенных условий госконтрактов, заключенных до 1 июля 2022 г., сторонами которых являются Росавтодор или подведомственные ему федеральные казенные учреждения, если возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения таких госконтрактов.

Увеличение цены контракта, связанное с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы


При исполнении госконтракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, допускается изменение существенных условий контракта, в том числе увеличение цены контракта не более чем на 30 % при совокупности следующих условий:

    - изменение существенных условий контракта в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %;
    - предусмотренные проектной документацией физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
    - размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации.
Изменение существенных условий осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения на основании предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение.
Изменение существенных условий допускается, в случае если контракт заключен до 1 октября 2021 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Возможность изменения существенных условий контракта не распространяется на контракты по благоустройству территорий, Письмо Минстроя от 11.11.2022 N 59499-АВ/09.

Стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021 - 2022 годах до даты выполнения расчета, а также стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, подлежит корректировке. Увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком с 1 января 2023 года до даты представления расчета, положениями Методики N 841/пр не предусмотрено. Письмо Минстроя России от 18.10.2023 N 64206-АВ/09

Изменение цен госконтрактов из-за существенного увеличения стоимости строительных ресурсов


До 31 декабря 2022 года при определенных условиях и по согласованию с заказчиком можно увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию, капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Новое определение «привнесенных затрат»